Диалог о Прометее на земле Словении

"Химик"1(2008) 2011 Содержание

Кто из нас не помнит древнегреческий миф о Прометее, похитившем огонь у Зевса и отдавшем его людям? Ещё в детстве мы восхищались мужеством античного героя и сопереживали его страданиям, когда узнавали о том, как в наказание за смелый поступок боги приковали его к скале… Однако уместно ли столь однозначно воспринимать поступок Прометея как героический? Может быть, он заслуживает не только восхищения, но и осуждения? Ведь Прометей, по сути дела, посягнул на заданный нам самой природой естественный ход событий. Он, безусловно, желал людям только добра. Но как часто во имя добра, всеобщего блага человечества мы, подобно античному герою, вторгаемся в самые сокровенные тайны природы, пытаясь переделать её по своему образу и подобию! А в результате под угрозой оказывается само существование не только человечества, но и самой нашей планеты…

Этот круг вопросов и проблем, столь актуальных в наши дни, определил тему конференции «Диалог о Прометее», состоявшейся в ноябре уходящего года в Словении. Конференция была организована кафедрой философии и социальной этики Люблянского университета, однако большая часть заседаний проходила в культурно-просветительном центре города Целье. Сам центр расположен в живописном месте на окраине города, среди холмов, поросших лесом, в старинном монастыре Святого Йожефа. И сама природа словно призывала нас к взаимопониманию и уважению различных, порой диаметрально противоположных точек зрения. Конференция собрала вместе представителей самых различных отраслей науки: философов, теологов, психологов, социологов, биологов… В ней участвовали учёные из Словении, Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Польши, России, Финляндии. Благодаря по-настоящему тёплой и доброжелательной атмосфере (за что хотелось бы сказать огромное спасибо организаторам конференции), мы без труда нашли общий язык. Несмотря на различие научных подходов, участники конференции сошлись во мнении о том, что глобальные проблемы человечества связаны не столько с экологией и с экономикой. Сегодня мы сталкиваемся, в первую очередь, с нравственным кризисом цивилизации, поставившей во главу угла материальные блага (которые, увы, остаются недоступными для подавляющего большинства людей на нашей планете). И выход из сегодняшнего кризиса видится в возрождении духовности, чувства ответственности человека за судьбу нашей планеты и всего живого на Земле.

Гостеприимство и радушие организаторов конференции проявлялось буквально во всём. Так, несмотря на то, что программа конференции была очень насыщенной, для нас были организованы экскурсии, посвящённые знакомству с достопримечательностями столицы Словении Любляны и города Целье. Они существенным образом отличались от большинства привычных нам и, увы, во многом формальных экскурсий по принципу «посмотрите направо, посмотрите налево». Так, например, в Любляне мы посетили университетскую библиотеку, в собрании которой можно найти средневековые рукописные книги. Пожилой библиотекарь, узнав, что среди участников конференции есть россияне, показал нам изданную в XVI веке одну из первых русских печатных книг – «Острожскую Библию». Во время пребывания в Словении поразило то, что люди в этой стране с огромным уважением относятся к России и русской культуре. Возможно, в этом сказываются особенности истории и культуры самой Словении. Эта небольшая страна (численность населения сегодня составляет чуть более двух миллионов человек) более тысячи лет входила в состав Австрийской империи. Однако, несмотря на это, небольшому славянскому народу удалось сохранить свою самобытность, язык и культуру. В результате и сегодня в Словении поражает удивительное сочетание, на первый взгляд, противоречивых явлений: с одной стороны, славянской открытости и душевности, а с другой - австрийской (немецкой) организованности, аккуратности и пунктуальности. В России Словения традиционно видела своего союзника, хранителя общеславянских культурных традиций. Не случайно многие граждане страны, с которыми довелось общаться, знают стихи Пушкина и с удовольствием поют русские народные песни. Кстати, если говорить о народных песнях, поражает то, что на волнах словенских FM-радиостанций чаще всего звучит именно народная музыка. Может быть, именно таким образом словенцы хотят сохранить свои культурные традиции в эпоху глобализации? К сожалению, трудно припомнить, когда последний раз слышал нашу народную музыку в эфире российских FM-радиостанций (даже, казалось бы, со столь говорящим названием «Русское радио»). Может быть, в этом отношении опыт Словении в чём-то может оказаться полезным и для нас?

Хотелось бы выразить искреннюю благодарность руководству нашего вуза, в частности, проректору по научной работе В.А. Шарнину за помощь и поддержку в организации поездки на конференцию.