И в Министерстве, и на Ученом совете тема общая – набор…

"Химик"21(2028) 2011 Содержание

Первого октября состоялось совещание с ректорами вузов Российской Федерации, подведомственных Министерству образования и науки РФ. Участником данного совещания был и наш ректор О.И. Койфман. По возвращении из Москвы он счел необходимым прокомментировать через газету «Химик» некоторые обсуждавшиеся вопросы. Они приобретают особую актуальность в связи с ближайшим заседанием Ученого совета университета.

Главным вопросом, который рассматривался на этом совещании, были итоги приемной кампании 2011 года и задачи на перспективу. Министр А.А. Фурсенко, выступая перед участниками совещания, сказал следующее: «До 2020 года в вузах, подведомственных Минобрнауки РФ, прием останется примерно на том же уровне, что и в 2011 году». Но если учитывать, что по данным статистики с 2005 года выпуск в средних школах уменьшился почти вдвое, то это очень серьезная ситуация, и она будет сохраняться на уровне нынешнего года примерно до 2018 года.

Средний балл, по которому проводилось зачисление в вузы России, в этом году оказался не очень высоким – 61 (Прим. ред. В 100-балльной шкале оценок «тройка» – балл до 55, «четверка» – 55-70, «пятерка» – более 70 баллов).

Министерство предполагает целый ряд изменений в правилах приема: будет сокращен целевой прием до 15%, победители олимпиад будут пользоваться льготой при поступлении только один раз (в один вуз) и др. Министр обратил внимание на то, что вузы должны более ответственно подойти к тем цифрам, которые они заявляют в план набора. (Для сведения: по итогам приема-2011 ректоры шести российских вузов были освобождены от занимаемой должности).

«Профориентационная работа в большинстве вузов построена неправильно, – заявил министр. – В школы нужно выходить с 8-го класса как максимум и гораздо раньше как минимум, особенно это касается технических направлений обучения».

Но самое главное, отметил Фурсенко, с 2011 года финансирование высших учебных заведений будет зависеть от среднего балла ЕГЭ данного вуза, который был по итогам зачисления, а также от востребованности выпускников у работодателей. В частности, для нашего вуза этот средний балл ЕГЭ 2011 года 54,1 (по данным мониторинга, проведенного Высшей школой экономики). Поэтому мое, как ректора, твердое убеждение, что коллектив вуза в целом еще не понял, что кроме нас самих никто не сможет обеспечить прием. Я думаю, что, даже учитывая демографическую ситуацию, которая, пусть понемногу, но улучшается, если мы сейчас не начнем работать со школьниками 4-5-6-х классов, то в ближайшие годы окажемся не в очень хорошем положении, поскольку определенное «негативное» отношение к техническим вузам всё еще сохраняется. Его нужно ломать, причем именно в отношении собственного вуза, ведь потребность в специалистах именно технического профиля, как свидетельствуют данные производственного сектора, ежегодно возрастает. Нужны современно мыслящие, грамотные, креативные специалисты именно в сфере промышленного производства. И мы таких специалистов можем готовить. Но мы должны искать тех, кого мы будем готовить. И за нас самих это никто не сделает.

Кроме того, с 1 января министерство переходит на субсидии, т.е. деньги будут выделяться целиком, а мы сами, в вузе, должны будем распределять их по статьям. С одной стороны, это вроде бы свобода, но с другой стороны, нужно понимать, что по-прежнему на первом месте будет уплата коммунальных и других первостепенных платежей, на втором – зарплата и стипендия, ну а далее – ремонт, оборудование, прочие расходы.
Большое внимание уделялось студенческим общежитиям. Это один из главных факторов, которые влияют и на прием. Ивановская область здесь не исключение. У нас количество выпускников 11-х классов меньше, чем бюджетных мест в вузах, поэтому привлечение абитуриентов из нашей области, соседних областей особенно актуально, именно на приток иногородних студентов мы можем рассчитывать. Но это неразрывно связано с числом мест и состоянием студенческих общежитий. Поэтому и министерство, и Правительство РФ собираются запускать программу «Общежитие», по которой будут выделяться средства на ремонт существующих общежитий, на строительство новых. Но при одном условии: высшее учебное заведение должно иметь четкую стратегию развития по трем направлениям: учебная составляющая, научно-исследовательская, материально-техническая. И в зависимости от того, какова будет эта вузовская программа, министерство и будет финансировать вуз. Будет ли эта стратегия развития удовлетворять министерство – это зависит, конечно, в первую очередь, от ректората, но вместе с тем и от деканов, и от заведующих кафедрами, и, в конечном итоге, от каждого работающего.
У нас такая программа в принципе готова, и она неплохая. Мы её будем запускать и, надеюсь, она успешно сработает.

Фурсенко подчеркнул: «Свой вуз вы должны рекламировать везде и всегда. И чтобы получать деньги, вы должны показать свой вуз самым достойным образом. Хотите денег – не жалейте бумаги». Чтобы что-то получить, надо это обосновать: нужны расчеты, нужны цифры, нужны доказательства, нужны фотографии, т.е. в конечном итоге именно от нас зависит – сможем мы получить эти деньги или нет.

Все эти вопросы – и финансирование, и общежития, и социальные программы, и другие зависят от одного, важнейшего – будут ли у нас студенты. Будут – будем жить. И чтобы они, студенты, были, каждый из нас, подчеркиваю, каждый(!) должен сделать всё возможное.