ШКОЛА ПОЗНАНИЯ

"Химик"26(2032) 2011 Содержание

 Как научить студента учиться? Этот вопрос сегодня задают многие преподаватели не только нашего университета, но и других вузов. Негативные тенденции последних десятилетий, связанные, в частности, с распространением идеалов «общества потребления», привели к тому, что многие молодые люди не видят для себя необходимости в получении знаний как таковых. Поэтому именно вузовская среда призвана помочь студенту, особенно первокурснику, осознать значимость образования в условиях современной «экономики знаний». Однако, к сожалению, нередко между преподавателем и студентом вырастает незримая стена, которая исключает любую возможность диалога между ними. И часто это происходит потому, что многие преподаватели всё ещё ориентируются на некоего «среднестатистического» студента, хотя на самом деле каждый студент является уникальной и неповторимой личностью со всеми её достоинствами и недостатками. Личностно-ориентированный подход к обучению как раз и предусматривает необходимость учёта этих различий в процессе организации учебной деятельности. И решить эту задачу едва ли возможно вне творческого сотрудничества кафедр самого различного профиля.

Одним из первых шагов к подобному сотрудничеству можно считать исследовательский проект «Разработка подходов и методов повышения инженерного потенциала региона средствами развития когнитивных способностей студентов технических вузов», осуществляемый преподавателями кафедры философии совместно с нашими коллегами с кафедры начертательной геометрии и машиностроительного черчения при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Символично, что нынешний, юбилейный для гуманитарного факультета, год стал временем начала реализации этого проекта. Но он является лишь одним из многообразных направлений деятельности кафедры философии, объединяющей в своём составе 2 профессоров и 4 доцентов. Так, по инициативе заведующей кафедрой, д.ф.н., профессора Т.Б. Кудряшовой с 2008 года проводится ежегодная конференция «Актуальные проблемы современной когнитивной науки», ставшая своеобразной «визитной карточкой» не только нашего вуза, но и научной среды г. Иванова. Доброй традицией кафедры стало и проведение доцентами Е.В. Палей и М.Е. Торшининым интеллектуальной игры «Лабиринты дружбы». Осуществляемое специалистами Центра социолого-психологического мониторинга (руководитель – доц. М.Б. Клейман), действующего при кафедре философии с 2004 года, входное психологическое тестирование первокурсников, а также индивидуальные психологические консультации для преподавателей и студентов помогают найти оптимальный способ поведения в той или иной жизненной ситуации. Кроме того, преподаватели кафедры участвуют в проведении кураторских часов для первокурсников на тему «Как лучше подготовиться к сдаче сессии». По словам кураторов, студенты воспринимают такие кураторские часы с огромным интересом, считая их чрезвычайно важными и полезными для себя.

Очень хотелось бы надеяться на то, что всё это является лишь началом творческого сотрудничества представителей различных кафедр нашего университета. Ведь, в конечном счёте, все мы преследуем одну цель – сделать наш вуз настоящей школой познания.