«Русский Леонардо»
19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения великого ученого, гения русской и мировой науки Михаила Васильевича Ломоносова. В этот день в нашем университете прошел «День Ломоносова» – дань памяти этому величайшему новатору науки, первому российскому профессору химии.
«Этот человек знал всё, что знали в его веке об истории, грамматике, химии, физике, металлургии, навигации, живописи, и пр., и пр., и в каждой области сделал новое открытие может именно потому, что всё обнимал своим духом».
В.Ф. Одоевский
Главным мотивом всей общественной и научной деятельности Ломоносова была забота о всемерном развитии страны и распространении просвещения. Именно по инициативе Ломоносова и по его проекту в 1755 году в Москве был основан Императорский университет, ставший центром российского просвещения и науки и носящий ныне его имя.
«Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только Отечеству».
Н.Г. Чернышевский
«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
А.С. Пушкин
М.В. Ломоносов требовал демократизации учебных заведений и добивался доступа в них людей из народа.
Будучи сам выходцем из простого народа, он 19-летним юношей, испытывая непреодолимую тягу к учению, ушел из родного дома под Архангельском в Москву с рыбным обозом и, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим наукам.
Как один из лучших учеников в 1736 г. он был направлен Петербургской академией наук в Германию, в университет города Марбурга, где 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам, а затем продолжил обучение горному делу в немецком городе Фрайбурге.
В 1741 году по приказу Академии Ломоносов вернулся в Россию и был назначен адъюнктом по физике при Петербургской академии наук, а в 1745 году занял кафедру химии в Академии и был фактически первым профессором химии в нашей стране.
Ломоносов первым сформулировал идею второго принципа термодинамики. Он исследовал природу атмосферного электричества, разработал основы горного дела и металлургии, сформулировал основы теории горения, выдвинул идею атомного веса, предложил весьма интересную по глубине и оригинальности теорию происхождения каменного угля и нефти. Большое место в его научном творчестве занимали вопросы метеорологии, оптики и астрономии.
Ломоносов был одним из основателей русского литературного языка. Им была написана первая научная русская грамматика, выдержавшая 14 (!) изданий. Именно им были введены в русский язык слова «кислота», «известь», «термометр», «атмосфера», «земная ось», «микроскоп» и другие. Ломоносов составил замечательное «Руководство по логике», а также краткое учебное пособие по истории России.
«Он был отцом и пестуном нашей литературы».
В.Г. Белинский
«Ломоносов был первым образователем нашего языка, первый открыл в нем изящность, силу и гармонию».
Н.М. Карамзин
Ломоносов поставил перед собой задачу раскрыть богатство русского языка, развить русский литературный язык. Он был лучшим поэтом своего времени. Его стихи, оды, басни, эпиграммы были написаны столь ярким, мелодичным, образным языком, каким в России тогда никто не писал. Именно под пером Ломоносова русский язык зазвучал как музыка.
«Именно с оды Ломоносова началась вся русская литература».
В.Г. Белинский
Несмотря на присущую ему энциклопедичность, именно химию Ломоносов считал своей главной профессией. В то время все ученые считали химию не наукой, а искусством разложения сложных веществ на более простые и получения из простых веществ более сложных. Ломоносов впервые определил химию как «науку об изменениях, происходящих в смешанном виде (по современной терминологии – в сложном веществе), поскольку оно смешанное». До него такого предмета как химия в России просто не существовало.
Если химия – наука, то она должна иметь свою теорию, и Ломоносов смело, намного опередив свой век, развивает основные положения атомно-молекулярного учения применительно к химии. Он полагает, что вещество состоит из корпускул (молекул по современной терминологии), находящихся в постоянном движении. Молекулы отличаются друг от друга составом, формой («фигурой»), массой, размерами и движениями. Весьма существенное влияние на свойства вещества оказывает также взаимное расположение частиц. Качество вещества по Ломоносову изменится, если к нему что-либо прибавится, отнимется или «переменят место его части». Здесь, как и в некоторых других работах, можно видеть гениальные догадки Ломоносова о роли химического строения.
Одной из важнейших проблем химии он считает «изыскание причин взаимного союза, которым они (частицы) в составлении тел сопрягаются и от которого вся разность твердости и жидкости, жесткости и мягкости, гибкости и ломкости происходит». К решению перечисленных задач химики подошли лишь теперь, триста лет спустя, когда создана особая перспективная область химии – механохимия, которая занимается изучением влияния химических свойств на механические.
В ходе своих экспериментов еще до Лавуазье он сформулировал основной закон сохранения материи и движения – «всеобщий естественный закон» и дал опытное его обоснование. Закон сохранения движения и теорию теплоты Ломоносов с успехом применяет для объяснения резкого охлаждения, наблюдающегося при растворении многих солей в воде.
Для Ломоносова характерно стремление охватить все явления природы с единой точки зрения. Последовательно применяя этот принцип, он создал молекулярно-кинетическую теорию материи.
Впервые в истории науки в 1752 году он прочитал давно задуманный и созданный им курс «истинной физической химии». Самим термином «физическая химия» мы тоже обязаны Ломоносову.
Понадобилось 100 с лишним лет для того, чтобы физическая химия получила широкое развитие и оформилась в самостоятельную большую составную часть химии. Лишь во второй половине XIX века в университетах начали читать лекционные курсы по физической химии, появились книги и журналы, посвященные физико-химическим проблемам.
Во всей своей деятельности Ломоносов постоянно стремился к единству теории и практики.
Поэтому он тотчас же после назначения профессором химии принимается за создание первой в России химической лаборатории. И в 1748 году в «ботаническом огороде» (саду) Академии наук такая лаборатория появляется. Это была первая в России химическая лаборатория для исследований и первая в мире лаборатория для подготовки будущих химиков-исследователей.
Здесь Ломоносов выполнил огромную программу: все химические опыты впервые проводятся с соблюдением меры и веса, со строгим описанием всех условий проведения. Наряду с опытами, имеющими большое теоретическое значение (исследование растворения, разложения, горения и т.д.), проведено огромное число экспериментов, имеющих непосредственное практическое значение. Именно здесь, в химической лаборатории, он разработал технологию получения смальты и цветного стекла, которое использовал для создания мозаик; получал различные минеральные красители путем химической обработки природных или искусственных соединений, изобрел фарфоровую массу. Научные работы Ломоносова по цветному стеклу оказали значительное влияние на русское художественное стеклоделие. По инициативе ученого была построена специальная фабрика «делания цветных стекол», где он мог внедрить свои научные достижения и где под его руководством выпускались разнообразные стеклянные изделия.
В своей химической лаборатории ученый занимался анализом руд, солей, других продуктов. Ломоносов рассмотрел вопросы образования в природе различных минералов и нерудных тел, высказал идею биогенного происхождения гумуса почвы. Доказывал органическое происхождение нефти, каменного угля, торфа и янтаря. Им описаны процессы получения железного купороса, меди из медного купороса, серы из серных руд, квасцов, серной, азотной и соляной кислот.
Михаил Ломоносов обладал колоссальной научной интуицией, позволявшей проникать в самые глубинные тайны материи. Он на десятилетия, а в ряде случаев на столетие опередил науку своего времени, выступив провозвестником величайших научных открытий XIX и даже XX века.
К примеру, в оптике Ломоносов, сторонник волновой концепции, рассматривал свет как колебательный процесс. Ломоносов был убежден, что между оптическими и электрическими явлениями существует тесная связь. Насколько правильна эта мысль, стало ясно лишь через 100 с лишним лет, когда была создана теория Максвелла. Взаимодействие электрических зарядов, так же как и взаимодействие масс, Ломоносов объяснял наличием некоторых материальных посредников. В настоящее время стало известно, что такими посредниками являются поля, т.е. Ломоносов предвосхитил идеи теории поля.
Многие идеи Ломоносова настолько опережали свое время, что их даже не публиковали. Современникам Ломоносова многие мысли ученого казались чересчур смелыми и даже кощунственными.
Так, 1 ноября 1761 года Ломоносов прислал своему покровителю и фавориту императрицы Елизаветы графу И.И. Шувалову письмо, которое называлось «О сохранении и размножении российского народа». Ознакомившись с его содержанием, даже такой просвещенный и не чуждый идеям прогресса вельможа как Шувалов, предпочел спрятать эту работу под сукно и никому не показывать. Эта записка была опубликована лишь спустя 100 лет. В ней впервые в русской истории признанный ученый, национальный авторитет, сформулировал для верховной власти главную задачу – сохранение и умножение своего народа. Он призывал правящую элиту не жалеть средств для сокращения детской смертности, увеличения рождаемости и продолжительности жизни. Чтобы добиться этого, он предлагал радикально увеличить число больниц и аптек по всей стране, обеспечить их качественными лекарствами.
Главная мечта всей жизни Ломоносова – увидеть когда-нибудь просвещенную, мирную, заботящуюся о сохранении своего народа Россию. Этой будущей России он и оставил один из главных своих заветов:
«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!»
Материал подготовлен редакцией газеты с использованием информации газеты «Химик» № 35 от 17.11.1961 к 250-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, газеты «Alma Mater» №2 от 14.11.2011 школы №1 г. Тейкова, фильма «М. Ломоносов. 10 новелл из жизни гения» канала «Россия 1» 19.11.2011, сайта музея Московской государственной академии тонкой химической технологии (МИТХТ) им. М.В. Ломоносова.