Ключ к успеху

"Химик"3(2037) 2012 Содержание

 2 марта в нашем университете состоялось совещание с заведующими выпускающих кафедр по новому набору. «Проблема нового набора – чрезвычайно острая тема для всех вузов, и наш - не исключение, - сказал, открывая совещание, ректор ИГХТУ О.И. Койфман. – Наше будущее, как университета в целом, так и каждого его преподавателя, зависит о того, как мы будем строить свою работу со школами: с педагогами, со школьниками, и даже с родителями. Эта работа должна быть системной. Мы должны бороться за своего абитуриента, а для этого прежде всего заинтересовать его обучением в химическом вузе. Мы должны иметь «нацеленный на нас» контингент школьников. И сделать это можно и нужно только через повышение интереса к вузу, к научным исследованиям».

Именно вопросам организации исследовательской деятельности учащихся средних школ на базе вуза было посвящено выступление к.х.н., доцента кафедры неорганической химии Е.В. Румянцева. Евгений Владимирович – руководитель ряда крупных проектов («Всероссийский фестиваль науки», «Областной конкурс юных химиков», «Летняя школа юных химиков»), направленных на раннее приобщение школьников г. Иванова и Ивановской области к научно-исследовательской деятельности. В течение 5 лет участники мероприятий – «воспитанники» команды под руководством Румянцева Е.В. – в числе победителей и призеров региональных, всероссийских и международных конференций и конкурсов.

Поэтому мы попросили Е.В. Румянцева рассказать о системе обучения и развития мотивации к исследовательской деятельности учащихся, о возможностях распространения опыта на университет в целом.

- Евгений Владимирович, все согласны, что школьный период должен выполнять мотивирующую, направляющую и профессионально ориентирующую роль. Какова роль исследовательской деятельности при решении таких задач?

- Действительно, мотивация школьника – ключ к успешному приобретению знаний, навыков и умений не только в рамках программы средней школы, но и в решении задачи по профессиональной ориентации будущего специалиста через реализацию индивидуальной образовательной траектории. В отсутствии мотивации возможна лишь малоэффективная деятельность «по принуждению». Формирование же внутренней мотивации, ориентированной на становление будущей творческой личности – проблема довольно сложная и многогранная, но именно ее решение является необходимым условием формирования конкурентоспособного специалиста.

Навыки исследовательской деятельности в процессе обучения необходимы не только тем, кто в дальнейшем свяжет свою жизнь с наукой, они необходимы любому человеку. Мотивация к исследовательской деятельности – главная задача современного педагогического и научного сообщества. Поэтому неудивительно, что Президент РФ, Правительство и Минобрнауки России ставят задачи по поискам способов работы с талантливыми, одаренными детьми. Будущее высокотехнологической России – в руках неординарно мыслящих людей! Буквально 27 февраля на заседании Президиума Госсовета в Чебоксарах Дмитрий Медведев одобрил проект Концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов и комплекс мер по ее реализации. Он заявил: «Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

Сейчас в Минобрнауки рассматривается вопрос о грантовой поддержке педагогов, успешно работающих с одаренными детьми. В этой связи разработка целевой программы по развитию детской одаренности, исследовательской деятельности учащихся в рамках вуза – важнейшая и наша с вами задача. Больше талантливых абитуриентов – больше талантливых, мотивированных студентов и, в дальнейшем молодых ученых. В этой связи моя огромная благодарность руководству университета и лично О.И. Койфману, что этот вопрос впервые был затронут так глобально – с участием всех кафедр, при решении вопросов текущей профориентационной работы. Главными проблемами в данной области, на мой взгляд, является отсутствие четкой взаимосвязи «обучение ↔ исследовательская деятельность» и ее вертикальных связей, а также «обрывочный» и «самодостаточный» характер большинства проводимых мероприятий, направленных на поддержку талантливой молодежи.

- Евгений Владимирович, расскажите о реализованной Вами системе привлечения школьников и развития исследовательской деятельности в Летней школе юных химиков.

- Мы представляем концепцию непрерывной технологии проектно-исследовательской деятельности для развития мотивации учащихся, реализованную через цикл проектов «Летняя школа юных химиков» и «Областной конкурс юных химиков». Отбор учащихся в Летнюю школу юных химиков проводится с целью выявления наиболее талантливых и ориентированных на исследовательскую деятельность школьников. В среднем в школу ежегодно отбираются 25 человек – учащиеся 8-10 классов. Школа представляет собой краткосрочную, интенсивную систему обучения учащихся средних школ и проводится на базе кафедр неорганической, органической, аналитической, физической химии и др. кафедр. Основные формы работы – учебные занятия, охватывающие самые современные направления развития химической науки, творческие конкурсы, викторины, тренинги на природе, «природные лаборатории», разработка исследовательских задач индивидуально или в составе творческой группы. Последние проводятся, как правило, в виде научных семинаров или путем выполнения индивидуальной научно-исследовательской работы под руководством преподавателей и студентов, имеющих опыт руководства исследовательским практикумом. Обсуждение методологии, промежуточных и важнейших результатов исследований проводится на семинарах, круглых столах и т. п., в том числе с привлечением ведущих ученых-специалистов в конкретных областях. Специально разработаны и эффективно используются мотивирующие мастер-классы и тренинги «Школа молодого исследователя», «Успешный современный ученый».

Логическим завершением школы является конференция «Мои первые шаги в науку», по результатам которой определяются лучшие работы, выполненные во время работы школы, даются рекомендации по дальнейшему проведению исследований, публикациям материалов, участию в Областном конкурсе юных химиков и других мероприятиях.

Как возникает мотивация у школьника к научным исследованиям?

- В школе в качестве главного методического инструмента выбран метод проектов с «оттенками» деятельностного подхода, проблемно-ориентированного обучения и других современных образовательных технологий. Сочетание таких подходов позволяет развивать самостоятельность школьника, т.к. рождает необходимость в своей дальнейшей работе опираться на предварительно полученные знания, самостоятельно планировать решение поставленной задачи и реализовывать его в дальнейшем. Наш ориентир, безусловно, – это профессиональная научная среда. Особо следует отметить, что формированию устойчивой мотивации к исследовательской деятельности у школьника («мотивация на интерес») способствуют и чисто психологические приемы. К таким относятся: 1) совместная, продуктивная работа в группе из учащихся разных возрастов, объединенных общей идеей и опирающихся на опыт старших коллег; 2) сочетание отдыха, активной экскурсионной программы и неформального общения с интенсивной работой; 3) актуальные научные проблемы и задачи, решаемые современными методами. Замечу, что это не только контакт «учащийся – преподаватель (студент, аспирант и др.)», но «учащийся – учащийся», и отдельного внимания заслуживает университетская среда, в которой происходит обучение и научно-исследовательская деятельность.

Таким образом, предложенная технология, основанная на принципах непрерывности и формирования устойчивой внутренней мотивации, является, на наш взгляд, наиболее эффективной и соответствующей «духу времени». Наш опыт показывает, что используемые подходы и методы создают, сохраняют и развивают у школьника сильную мотивацию, необходимую для успешного освоения не только школьной программы по химии, но и продолжения научно-исследовательской деятельности в вузе. Таковы, по нашему мнению, составляющие «формулы успеха»