Музей как учебная аудитория

"Химик"4(2038) 2012 Содержание

 Недавно группа культурологов нашего вуза (1/50) посетила музей Первого Совета в рамках семинарского занятия по курсу «История региона».

Экскурсию для нас провела старший сотрудник музея Галина Гарифовна Тюрина – профессионал высокого класса. В ходе беседы с ней мы узнали много подробностей о ходе стачки иваново-вознесенских текстильщиков в мае-июне 1905 года: об организации и деятельности Совета; о комиссиях, которые были созданы рабочими-депутатами; о системе охраны стачечников и их переговорах с властями. Мы побывали в зале, где собирались депутаты, чтобы сформулировать знаменитые 26 требований рабочих. В наше время удивительно читать требования об отмене обысков и «кутузок» на фабриках, о предоставлении отпуска роженицам, о 8-часовом рабочем дне. Важно ещё, что среди требований уже тогда были и политические, что говорит о высоком уровне развития революционного движения в нашем регионе, о политической грамотности ивановских революционеров.

Из увлекательного рассказа Галины Гарифовны мы узнали, как развивались революционные события в нашем крае, почему они приобрели такую остроту и организованность под руководством большевиков. Со своей стороны, студенты нашей группы – ивановцы и приехавшие в ИГХТУ из Вичуги, Тейкова, Кохмы, Гаврилова Посада подготовили сообщения о революционерах текстильного края. А. Прыгунов рассказал о Федоре Афанасьеве; Т. Большакова и Я. Сибрина – о женщинах-революционерках О. Варенцовой и М. Сарментовой; из выступлений М. Реутовой и К. Куманеевой мы узнали о жизни и деятельности Ф. Самойлова и председателя первого в России общегородского Совета рабочих депутатов А. Ноздрина. Я подготовила рассказ о Евлампии Александровиче Дунаеве. Это был замечательный человек, прекрасный оратор и ритор. В период стачки он фактически стал «ректором Талочного университета», который действовал на берегах речки Талки, и где рабочие учились осознавать свои жизненные цели и думать о будущем страны. Евлампия Дунаева рабочие очень уважали, он сыграл большую роль в событиях 1905 года в нашем регионе.

С большим интересом мы осмотрели инсталляцию, представляющую типичные условия повседневной жизни разные социальных слоев – фабрикантов и рабочих-текстильщиков.

Хочу отметить, что рассказ Г.Г. Тюриной не ограничился рамками событий 1905 года Галина Гарифовна поделилась с нами своими знаниями об особенностях музейного дела, об оформлении экспозиций и инсталляций, познакомила с историей создания музея.

Материал, с которым работала наша группа, помог нам глубже понять изучаемую тему и расширить знания по истории региона, в котором мы живем и учимся. В заключение хотелось бы сказать, что походы в музеи, встречи с людьми, увлеченными своим делом, не только расширяют кругозор, но и позволяют погрузиться в атмосферу событий конкретного исторического периода, осмыслить происходящие в то время процессы, обогатить себя в культурном плане.

Ю. Малахова, студ. гр.1/50