«Философия науки» в ИГХТУ

Курс «Философии науки» несколько лет тому назад стал компромиссным вариантом учебного предмета в аспирантуре, утвержденным взамен традиционного курса философии. В нем сочетаются междисциплинарная научно-методологическая подготовка и работа над осмыслением философских оснований науки, лежащих в основе современной научной картины мира. Такой курс, в силу его междисциплинарности, неоднозначен, а потому важно, чтобы слушатели могли познакомиться с разными его версиями.

Именно поэтому в деятельности кафедры философии стало практикой дополнение стандартного курса лекциями по философии науки, которые читают приглашенные ведущие специалисты в этой области. Так, два года тому назад прошли публичные лекции главного научного сотрудника Института философии РАН профессора Д.И. Дубровского. Эти лекции были связаны также с деятельностью Ивановского регионального отделения Научного совета по методологии искусственного интеллекта РАН и его молодежной секции, заседания которой неоднократно проводились в нашем университете. А 16-17 марта нынешнего года данная практика пополнилась опытом лекций ведущего научного сотрудника ИФ РАН Олега Евгеньевича Баксанского.

Доктор философских наук О.Е. Баксанский, будучи известным специалистом в области философии и методологии науки, философии естествознания и техники, когнитивной науки, методологии познания, научных и социальных репрезентаций познания, имеет базовое естественнонаучное образование (закончил физический факультет МПГУ по специальности «Физика»), а также фундаментальную социологическую, психологическую и философскую подготовку. Поэтому его лекции отличаются глубоким освещением не только собственно философской проблематики науки, но и обращением к показательным примерам из естественных наук, к психологии познания, к когнитивной антропологии.

На публичные лекции ученого из Москвы были приглашены аспиранты ИГХТУ и их научные руководители, преподаватели данного курса из других вузов города, а также студенты и аспиранты. Особенностью лекций стало их построение, рассмотрение науки с позиции когнитивистики, то есть через призму состояния и развития познавательных способностей ученого (субъекта науки). И это не случайно, поскольку наш университет совместно с ИвГУ уже провел четыре конференции по когнитивной науке и готовится к пятой. Кроме того, кафедра философии совместно с кафедрой механики и компьютерной графики работает над исследовательским проектом, финансируемым РГНФ, по развитию инженерного потенциала региона через развитие когнитивных способностей студентов технических вузов.

Поэтому наша аудитория была подготовлена к рассмотрению вопросов истории и методологии науки путем анализа особенностей собственно человеческого познания, задающих как потенциал, так и ограничения научного познания. Как формируется «когнитивная карта» исследователя, заменяет ли эта когнитивная карта действительность, что нужно делать, чтобы расширить научное представление о действительности, какие познавательные способности актуализируются при физических, химических, биологических, экономических исследованиях? Об этих и многих других вопросах говорил О.Е. Баксанский, вовлекая и аудиторию в размышления на эту тему.

Организаторы публичных лекций понимают, что многие потенциальные слушатели не могли прийти в силу разного рода объективных обстоятельств. Поэтому в ближайшее время на сайте вуза, на странице кафедры философии, в разделе «Аспирантам» будут размещены аудио- и видеоматериалы лекций, авторские видеопрезентации О.Е. Баксанского. Надеемся, что самый широкий круг специалистов сможет с ними познакомиться. Отталкиваясь от данного курса, мы планируем его продолжение, а также более широкое сотрудничество с Институтом философии РАН в области междисциплинарных и философских проблем науки.

Т.Б. Кудряшова, д.ф.н, зав.кафедрой философии

Асп. кафедры философии Ивановского государственного энергетического
университета Карандашева А.А.

О ТАЙНАХ ЗНАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ЦИКЛА ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ О.Е. БАКСАНСКОГО

Каждый новый день встречает нас разнообразными событиями. Извилистыми дорожками приходит к человеку знание, собираются в копилку памяти впечатления, образы, факты. Этот процесс привычен, как дыхание, и человеку, к сожалению, нечасто приходится задумываться о механизмах информационного обмена с окружающей действительностью. В науке и философии XX-ого века особенно активно искали разнообразные подходы к решению проблем познания. С результатами этих многолетних междисциплинарных исследований попытался познакомить аудиторию, в ходе цикла публичных лекций, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИФ РАН Олег Евгеньевич Баксанский. Встречи с ним, прошедшие на базе Ивановского государственного химико-технологического университета, состоялись 16 и 17 марта.

Сотрудники кафедры философии Ивановского государственного энергетического университета узнали о грядущих научных мероприятиях из электронной рассылки и приложили все усилия, чтобы не пропустить их. Забегая вперёд, скажем, что ожидания вполне оправдались. Два дня упорной работы, начинавшейся в полдень и длившейся до позднего вечера, дали аудитории представление о когнитивной науке, философии науки и обратили наше внимание на некоторые персоналии, оказавшие особое влияние на развитие дисциплины.

Как неоднократно подчёркивал в ходе лекции сам профессор, немалую роль в познании играет субъективный фактор восприятия транслятора информации. Выступление Олега Евгеньевича отличалось живостью и профессионализмом. Ему не нужны были бумажки и шпаргалки, чувствовалось желание донести знания до слушателя. Электронная презентация, сопровождавшая речь, служила отличной иллюстрацией, не только к обозначенной теме, но и к тому, как следует подобный вспомогательный материал строить. Ряд слушателей, в особенности высококвалифицированных специалистов, отметили излишнее внимание нашего гостя к примерам, слишком подробное их объяснение. Однако если мы вспомнил о самом жанре публичной лекции, на которую были официально приглашены «все желающие», подобный подход выглядит вполне оправданным. В этой связи стоит отметить, что многие факты, в особенности, озвученные во второй день, были одинаково интересны и студентам, и аспирантам, и преподавателям.

Материал, на котором основывался цикл лекций О. Е. Баксанского, отличался нетрадиционным, с точки зрения философии, подходом. В когнитивной науке, о достижениях которой нам поведали, центральную роль отводят понятию «информации». Этот термин в данном контексте стал таким же широким и трудноопределимым, как «знание» или «бытие». Всеобъемлюще раскрыть перед аудиторией содержание и пути исследования целой дисциплины в столь ограниченный период времени более чем сложно. Многого Олег Евгеньевич, к сожалению, коснулся лишь вскользь. Именно с этим связана афористичность тезисных записей его выступления в некоторых итоговых конспектах. Мысли, высказанные лектором, не могли остаться без внимания и заставили заинтересованного слушателя продолжать нить рассуждений и задаваться новыми и новыми вопросами. К счастью, современные технические средства дают аудитории возможность, в случае необходимости, обратиться не только к собственным записям, но и к видео-аудио-версиям события, размещённым в сети Интернет на странице кафедры философии ИГХТУ.

Каким должно быть образование современного специалиста, чтобы научить его, фактически, учиться всю жизнь? Какую роль играет субъективный фактор в науке, и какова духовная составляющая, на которую опирается исследователь при проведении своих изысканий? Можно ли изменить мир, поставив перед собой чёткую цель, или пора откорректировать собственное отношение с окружающей действительности? Что в итоге определяет восприятие? Не стоит думать, что мы совсем не получили ответов, однако, наиболее ценным в любом обучение является не пассивное принятие и заучивание фактов и теорий, но стимуляция работы творческой мысли. Это Олегу Евгеньевичу, бесспорно, удалось.

Ещё древние заметили, что понимание и усвоение материала – это процесс долгий. Описать свои впечатления от некого события немедленно, значит, многое потерять, пройтись лишь по поверхности. Два дня упорной работы, познакомившей аудиторию с когнитивной наукой, философией науки и специалистами, оказавшими решающее влияние на всю историю эпистемологии XX века, пролетели, как один час, но впечатления, оставленные циклом лекций, ещё долго будут влиять на научную работу тех, кто 16 и 17 марта был в числе слушателей. Так, автор этих строк теперь размышляет о времени, опираясь на взгляды И. Пригожина, И. Стенгерс, Г. Башляра и А. Бергсона и хочет от души поблагодарить за это как самого профессора Олега Евгеньевича Баксанского, так и тех, кто пригласил его для выступления в Иваново: Татьяну Борисовну Кудряшову и весь коллектив кафедры философии ИГХТУ.

20.03.2012 г.