Нам 20 лет, или Факультет «Фундаментальной и прикладной химии» сегодня
4 апреля в ИГХТУ прошло торжественное заседание Ученого совета факультета фундаментальной и прикладной химии, посвященное 20-летию со дня образования Ивановского отделения Высшего химического колледжа Российской академии наук.
Этот факультет можно назвать «самым химическим», потому что в дипломах его выпускников стоит очень короткое слово – просто «Химия». Хотя «химия» это совсем не просто. Ее фундаментальные законы, основные положения, химия как наука – вот основное поле «приложения сил» студентов и выпускников Ивановского отделения Высшего химического колледжа или, как он называется в 2006 года, – факультета фундаментальной и прикладной химии.
Строго говоря, 20 лет – это не совсем «юбилейная», тем не менее, хочется подвести некоторые итоги, так как ровно пять лет назад пришлось занять почетную должность декана.
Листаю выпуск «Химика» пятилетней давности (газета от 17 мая 2007 г.) исключительно для более объективной оценки проделанной работы и перспектив развития факультета.
Первое, с чем сталкиваешься – это, конечно, имя основателя – члена-корреспондента РАН Г.А. Крестова. Действительно, только благодаря дару предвидения, неуемной энергии, смелости взглядов в далеком 1992 г. Геннадию Алексеевичу удалось убедить Президиум Академии наук и добиться открытия в Иванове единственного в России (!) Отделения Высшего химического колледжа РАН, получившего впоследствии статус факультета. По-прежнему щемит сердце: основатель колледжа, к сожалению, так и не увидел первых его выпускников. Тем не менее, мы стараемся делать все, чтобы быть достойными памяти великого учителя, сохранить созданную им особую интеграционную структуру, неразрывно сочетающую в себе большую науку и подготовку кадров высшей квалификации.
Наличие в учебных планах подготовки направления 020100 «Химия» массивного блока социальных дисциплин, таких как философия, психология и педагогика, риторика, иностранный язык, основы менеджмента, социология, политология, правоведение, информационные технологии и пр., а также широкого спектра специальных и элективных курсов, несомненно, расширяет кругозор, формирует и развивает мышление, логику и эрудицию, общую культуру общения наших выпускников. Именно эти качества становятся все более и более необходимыми и востребованными на современном рынке труда.
Полностью можно согласиться с мнением преподавателей, как и пять лет назад, с тем, что студентов факультета всегда можно узнать по какой-то излишней задумчивости или постоянному размышлению над каким-то вопросом. Вероятно, именно по этой причине (говорю без всякой обиды!) они иногда и мимо декана могут пройти, не заметив. Но больше всего мне импонируют такие качества наших студентов, как «чувство плеча», соучастия и сопереживания, что практически исчезло из студенческой среды. В последнее время я не встречала в других группах, чтобы староста, а тем более просто сокурсник, подходил к декану и спрашивал его неоднократно: как дела у «отстающего товарища» и как ему можно помочь. Следует отметить и еще один важный момент: иногда на лекции, на практическом или семинарском занятии зададут такой вопрос, что сразу и не ответишь. Поэтому обучение на факультете можно считать «обоюдоострым и познавательным процессом».
Переворачиваю следующую страницу – рубрика «Спектр мнений: от первокурсника до аспиранта». Фотография Е. Ратковой, студентки 4 курса (2007 г.). Сейчас она, защитив диссертацию в Германии, имеет степень PhD, вышла замуж за своего сокурсника А.Фролова, который также имеет аналогичную ученую степень. Они успешно работают в Институте химии растворов РАН им. Г.А. Крестова над докторскими диссертациями и недавно получили отдельную квартиру.
Далее, Денис Кузнецов (студент 3 курса, 2007 г.) в настоящее время аспирант Института проблем химической физики РАН, г. Черноголовка. Вместе с ним сейчас трудится Ю. Манакин, наш выпускник 2011 г. А вот Ж. Гессе, тогда аспирантка кафедры общей химической технологии ИГХТУ, а сейчас уже кандидат химических наук, работает преподавателем в Ивановском институте государственной противопожарной службы. Ее мечта закончить аспирантуру и продолжить работу в сфере образования полностью сбылась.
Трудно поверить, что далее на фотографии В. Рыбкин и М. Шепелев – тогда еще только дипломанты XVI Всероссийского Менделеевского конкурса (4 курс, 2006 г.). Володя сейчас в Норвегии, работает в одном из институтов, а Максим – методист Института развития образования Ивановской области и одновременно – преподаватель кафедры физической и коллоидной химии ИГХТУ. Оба имеют степень кандидата химических наук.
Этот список можно было бы продолжать и дальше, ведь уже 66 выпускников факультета защитили диссертации на соискание степени кандидатов химических и технических наук. С полной уверенностью можно говорить о том, что недалек тот час, когда будут защищаться и докторские диссертации!
К большому моему удовлетворению, для студентов и выпускников факультета характерна высокая оценка роли личности преподавателя и научного руководителя. Они высоко ценят и дорожат мнением педагога не только в отношении научных исследований, но и при принятии решений в различных жизненных ситуациях, в то же время, они по-прежнему не боятся высказать критические замечания в адрес, например, организации учебного процесса, тематики научной работы или расписания.
Выпускники магистратуры с 2008 г. имеют официальное право на получение диплома по дополнительной квалификации “Преподаватель высшей школы”. Ежегодно магистры защищают интереснейшие работы, которые касаются вопросов организации учебного процесса в школе, вузе, анализируют результаты различных социологических исследований, обсуждают такие проблемы как, например, “Исследование социально-психологического климата в педагогических коллективах: детский сад – школа – вуз” (работа И. Левицкой, 2009 г.). Они представляют на суд членов ГАК электронные пособия и пакеты различных тестов и программ для проверки знаний школьников и студентов, составляют макеты презентаций для учителей химии средних школ.
По какому-то невероятному стечению обстоятельств на страницах газеты пятилетней давности мне не встретилась фотография Е.В. Румянцева. Вероятно, как всегда, он был очень занят, поэтому и не попал на страницы того выпуска “Химика”. Не могу не сказать о нем. Ведь именно благодаря его инициативности, фонтанированию идей и колоссальной трудоспособности факультет засиял новыми красками. Появились такие проекты как “Летняя школа старшеклассников”, “Региональный конкурс “Юный химик”, “Фестиваль науки”, “Региональный конкурс учителей химии” (совместно с М. Шепелевым). Большую помощь в организации этих мероприятий ему оказывают наши выпускники, а теперь уже его аспиранты Ю. Марфин и А. Соломонов. Юрий - один из пяти победителей (со всей России в конкурсе участвовало 450 кандидатов), получивших право присутствовать на открытии «Года химии-2011» в штаб-квартире «Юнеско», во Франции. Мало ему уступает и бывший сокурсник А.Соломонов. Алексей – бессменный тренер-руководитель команд школьников и студентов младших курсов на различных конференциях. Не зря в конце прошлого года он был удостоен премии «Я!года». И как они все успевают!
Наши магистры и специалисты успешно поступают в аспирантуры ведущих научных центров России. Возникает неподдельный интерес к нашим выпускникам и со стороны промышленных предприятий. Современным производствам нужны высококвалифицированные кадры, имеющие опыт работы с аналитическим оборудованием, способные предложить свои идеи и пути их реализации. А это именно наши выпускники.
География трудоустройства выпускников ВХК не ограничивается только Россией – это Южная Корея, Германия, Франция, Швеция, Чехия, США, Норвегия, Италия, Тайвань, Австралия и пр.
Можно констатировать, что факультет продолжает развиваться и хочется надеяться, что впереди – новые проекты, новые идеи, а их воплощение во многом зависит от тех, кто сейчас работает и учится на факультете.
Хочется выразить глубокую благодарность всем преподавателям, которые, не жалея сил и энергии, несут нашим студентам доброе, умное, вечное, и сказать огромное спасибо руководству университета за поддержку наших начинаний. Спасибо всем студентам, что не остаются равнодушными к проблемам факультета.
Лефедова О.В., проф., декан ФФПХ