Какие они, любимые?...
Итоги ежегодного студенческого конкурса «Любимый преподаватель глазами студентов» были опубликованы в прошлом номере «Химика». Преподаватели, ставшие самыми-самыми любимыми, в традиционный День знаний, 1 сентября, на сцене актового зала были награждены «дипломами студенческого признания» и подарками. А сегодня мы начинаем рассказ о каждом из них, заслуживших любовь и уважение своих студентов.
Каждый преподаватель проходит лестницу степеней и званий от ассистента до профессора, от кандидата наук до доктора, но присуждение звания «Любимый преподаватель» – это действительно студенческое признание, ведь выбор делают те, ради кого ты работаешь.
У каждого из них свой стиль ведения занятий, свои приемы: один проводит деловые игры, другой дает творческое задание, третий решает задачи из практики. Столько разных подходов и методов, а цель у каждого преподавателя одна – дать необходимые знания и научить пользоваться ими. О секретах успешного взаимодействия со студентами рассказывают любимые преподаватели-2012.
Осипова Ольга Николаевна: «Студент должен иметь хороший старт в будущее, преподаватель ответственен за его дальнейшее развитие и становление».
Ольга Николаевна Осипова – выпускница ИГХТУ, доцент кафедры экономики и финансов, кандидат экономических наук. Основные курсы, которые она читает студентам: «Коммерческое право», «Экономика отраслевых рынков», «Бюджетирование». Студенты знают ее как преподавателя, который с ними «на одной волне»: Ольга Николаевна входит в состав совета молодых ученых, прошла отбор в первый состав молодежного правительства Ивановской области, активно поддерживает самые различные инициативы студентов-экономистов.
Строгость и выстроенность лежат в основе ее преподавательского подхода. Ольга Николаевна не стремится завоевать любовь, она лишь добросовестно делает свою работу.
Хорошо знать преподаваемую дисциплину, быть начитанным и эрудированным не менее важно, чем уметь подбирать нужный темп, манеру в разных группах – у Ольги Николаевны это прекрасно получается. «Нужно помнить, что преподаватель – это не только тот, кто дает багаж знаний, но и тот, кто участвует в становлении личности, а значит, необходимо уметь замечать индивидуальность и относиться к каждому студенту как к личности», – говорит любимый преподаватель.
У кого-то знания льются через край, кто-то говорлив, а кого-то просто одолевает юношеский максимализм: стоит подметить сильные стороны, помочь, подтолкнуть в нужном направлении – и студент засветится по-другому, достигнет новых высот. Так случилось и с Важей Цаавой, студентом из группы 4/39, который под руководством Ольги Николаевны занял третье место на Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов «Моя страна – моя Россия». «Работа с Ольгой Николаевной очень многое мне дала: она подсказала, как нужно держаться перед публикой, подсказала на какие моменты сделать акценты в презентации, научила самодисциплине. Иметь дело с Ольгой Николаевной одно удовольствие!», – говорит Важа.
«Ольга Николаевна привлекла меня к работе по гранту еще на третьем курсе», – поделилась Любовь Евстигнеева, которая в этом году поступила в магистратуру в ВШЭ: умеет Ольга Николаевна раскрывать таланты. Она считает, что преподаватель должен быть последовательным и объективным, чтобы студент понимал правила игры. Студенты не дети, а взрослые люди со своим мнением, и нужно дать возможность каждому это мнение высказать.
Однокурсников связывают с Ольгой Николаевной дружеские отношения, выпускники прошлых лет звонят ей с просьбой рекомендовать кого-то на работу, студенты идут за советом.
«Ольга Николаевна не только дает прекрасные знания по предметам, которые преподает, увязывая теорию с практикой, но и расширяет кругозор студентов, приводя примеры из жизни. К ней можно обратиться с вопросом, косвенно связанным с ее предметом или вообще не связанным, Ольга Николаевна всегда с готовностью на него ответит», – рассказывает студентка группы 5/129 Марина Козлова, которая выполняла диплом бакалавра под руководством Ольги Николаевны.
Всем знакомы слова Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Ольга Николаевна адаптировала это высказывание к своей концепции преподавания: «Студент должен иметь хороший старт в будущее, преподаватель ответственен за его дальнейшее развитие и становление».
Миловзорова Мария Алексеевна: «Работа со студентами - это возможность собственного творческого развития, а видеть, как они тоже растут на твоих глазах – для меня главное, этому я и посвящаю свою жизнь».
Мария Алексеевна Миловзорова – выпускница ИвГУ, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и культурологии ИГХТУ, в настоящее время проходит обучение в докторантуре кафедры русской словесности и культурологии ИвГУ.
«Я отношу себя к демократичным преподавателям, готова идти на компромисс, на какие-то моменты могу закрыть глаза, простить что-то студенту, но в свою очередь, требую и не мыслю сотрудничества без проявления студентами творческих способностей и самоотдачи», – рассказала о себе Мария Алексеевна.
Ее занятия наполнены глубиной и искренностью, как на семинарах, так и на лекциях каждый может высказать свое мнение, живая дискуссия погрузит любого в пучину культурологических и исторических вопросов. «Она полностью отдается работе, обладает способностью сделать свои лекции интересными для любого студента. Мария Алексеевна находит подход ко всем, старается давать нам не только теоретические, но и практические знания, развивая творческие способности. Она учит нас главному – мыслить», – рассказывает о своем преподавателе студентка группы 4/50 Марина Семенова.
Значительная часть дипломов, выполненных под руководством Марии Алексеевны – проектные. И, нужно сказать, эти проекты не остаются только на бумаге. Так, мастерская современного искусства «6 этаж», дипломная работа выпускницы Марии Годованик, родившаяся как студенческий проект, теперь воплощена в жизнь: замечательный выставочный зал, его творческие проекты – выставки, встречи, дискуссии, мастер-классы, презентации, как и нестандартный подход организаторов и устроителей к творческим поискам молодых – всё это дает возможность юным дарованиям показать через искусство свой взгляд на мир. А недавний граффити-фестиваль «ЭКО-ПОЛИС», дипломный проект Олеси Миненко, позволил не только познакомить жителей города с новыми формами современного искусства, которые имеют большую популярность в европейском обществе, расширить пространство его существования, но и привлек внимание сообщества к актуальным проблемам развития городской среды, идеям «экосистемы».
«В курсовых и дипломных работах она никогда не навязывает свою точку зрения, дает студенту возможность самому выбирать курс и направление исследования, вот почему год от года желающих выполнять работы именно у Миловзоровой не счесть», – продолжает хвалить преподавателя еще один студент-культуролог из 5/50 Анастасия Митрошина.
«Работа со студентами – это возможность собственного творческого развития, а видеть, как они тоже растут на твоих глазах – для меня главное, этому я и посвящаю свою жизнь», – подводит итог любимый преподаватель-2012 Мария Алексеевна Миловзорова.
А. Борисова, спец.корр «Химика»