Какие они, любимые?...
В прошлом номере «Химика» мы начали рассказ о победителях конкурса 2012 года «Любимый преподаватель глазами студентов», тех, кто по праву заслужил любовь и уважение студентов. Сегодня героями публикации становятся еще два победителя этого конкурса студенческого признания – Андрей Андреевич Гущин и Ирина Викторовна Постникова.
Постникова Ирина Викторовна: «Нет – воспитательным беседам, да – сотрудничеству!»
Ирина Викторовна Постникова – доцент кафедры машин и аппаратов химических производств, кандидат технических наук. Рассказывая об этом преподавателе, нужно отметить, что из года в год ее фамилия звучит в конкурсных анкетах, заполняемых студентами, а звание «Любимого преподавателя» Ирине Викторовне присуждается уже во второй раз.
Предметы, которые она ведет, не из простых: «Машины и аппараты химических производств», «Расчет и конструирование элементов оборудования», а в них – бесконечные формулы, непонятные определения. Но Ирина Викторовна всегда умеет подобрать такие слова при объяснении материала, что страшные дебри сопромата расступаются и превращаются в увлекательное путешествие в мир формул и символов.
Если что-то осталось непонятным, Ирина Викторовна никогда не потребует читать лекции или обратиться к учебнику - она терпеливо объяснит еще раз. «Нет – воспитательным беседам, да – сотрудничеству», – один из принципов работы Ирины Викторовны со студентами. Она не приемлет «наплевательского» отношения, ценит старание и последовательность. Хотя и здесь есть исключения, т.к. «население» кафедры МАХП преимущественно мужского пола, много ребят после техникумов, кто-то успел обзавестись семьей, поэтому к работающим студентам Ирина Викторовна относится с уважением, а к пропускам – с пониманием и готовностью помочь разобраться в пропущенных лекциях в неурочное время. Студенты о ней говорят: «Ирина Викторовна – консультативный центр кафедры МАХП».
«Когда утверждали руководителей диплома, я не попал к Ирине Викторовне, но она стала для меня неофициально вторым руководителем. Мы постоянно занимались: проводили опыты, рассчитывали аппарат. Она содействовала во всем: от подбора литературы до помощи в проведении экспериментов, сборке, разборке, доработке нашей установки. Не помню, чтобы Ирина Викторовна отказала в какой-либо помощи хотя бы раз. Если бы в университете было больше таких преподавателей, учеба превратилась бы в удовольствие», – взахлеб рассказывает Алексей Гусаров, аспирант первого года обучения.
К Ирине Викторовне студенты попадают на третьем курсе, когда фундамент знаний должен быть заложен, но она понимает: то, что было объяснено на первых курсах, может быть забыто, не понято, не усвоено, поэтому не ждет сразу готового результата. Для нее важно, чтобы студент действительно разобрался, поэтому ни один вопрос не останется без ответа, ни один студент не останется без внимания, даже если Ирина Викторовна не его научный руководитель.
Если регулярно посещать лекции и плодотворно заниматься в семестре, есть возможность освободиться от экзамена; освободиться не удалось – тоже не беда, Ирина Викторовна не из тех, кто будет «валить» на экзамене, если нужно даст дополнительный вопрос, чтобы повернуть ситуацию в пользу студента.
Андрей Ворошин, аспирант третьего года обучения, вспоминает о сотрудничестве с Ириной Викторовной: «О манере преподавания, ее подходе к студентам, умении объяснить скажу главное – мы всегда ходили на ее занятия и не просто ходили, а с удовольствием. Это преподаватель, который настроен на работу со студентами».
«Когда у нас шло распределение руководителей по дипломному проекту, все рвались к ней, а это ли не показатель признания студентов?!», – добавил выпускник Дмитрий Майоров.
Гущин Андрей Андреевич.
«Отзывчивость, доброжелательность, добрый юмор прекрасно дополняют то огромное количество знаний, которое он передает студентам. Именно это делает его великолепным преподавателем и просто интересным человеком», – говорят его студенты.
Андрей Андреевич Гущин – выпускник ИГХТУ, доцент кафедры промышленной экологии, кандидат химических наук. Молодой, активный, современный, талантливый преподаватель, который никогда не ставил перед собой цели понравиться студентам, но сам не заметил, как стал любимым преподавателем.
Андрей Андреевич скромно предполагает: «Наверное, выбор студентов обусловлен актуальным и интересным предметом – экология». Но студенты придерживаются другого мнения и уверены, что дело отнюдь не в предмете, а в том, кто его ведет. «Андрей Андреевич умеет поддерживать хорошее, бодрое настроение, разрешить любую ситуацию и оказывает посильную помощь даже в нерабочее время. На занятиях умело удерживает внимание всей группы и доступно объясняет сложнейший материал»,- рассказывает магистрант из группы 1/127 Валерий Шулык.
Строжничать и заставлять зубрить – это не в стиле Андрея Андреевича, исписывать под диктовку толстые тетрадки – не в практике любимого преподавателя, а вот объяснить, используя примеры из жизни, понятные каждому – это его конек.
Суметь сделать так, чтобы студент вник в суть проблемы, чтобы материал уложился в его голове – это призвание Андрея Андреевича. Он умеет и сохранить дистанцию студент - преподаватель, и пошутить так, что студенты действительно посмеются.
Его студенты не чувствуют никакого давления, легко идут на контакт, дверь в кабинет этого преподавателя всегда открыта, консультации в свободное время он проводит даже для выпускников.
Особенно тепло о своем преподавателе отзывается его дипломник Александр Козлов, магистрант из группы 1/127: «С Андреем Андреевичем как преподавателем мы познакомились на втором курсе, он нам читал курс «Общая экология». Всегда отвечал на поставленные вопросы, даже на курьезные и нелепые, причем отвечал терпеливо и доступно. Он никогда не отказывал в просьбах и консультациях, даже если спрашивали его далеко не по его теме.
Узнав, что он будет научным руководителем моей дипломной работы бакалавра, я был в восторге – лучшего руководителя не придумаешь! К нему можно подойти с любым вопросом, он с удовольствием подскажет, поможет, направит. Если где-то что-то не получается в опыте, то Андрей Андреевич проводит его вместе с тобой. Благодаря этому время в лаборатории пролетало незаметно и находиться в ней хотелось как можно дольше. Что можно к этому добавить? Отзывчивость, доброжелательность, добрый юмор прекрасно дополняют то огромное количество знаний, которое он передает студентам. Именно это делает его великолепным преподавателем и просто интересным человеком».
Публикации подготовила А. Борисова, спецкорр. «Химика»