Научные теоретические чтения «1812 год и проблемы формирования русской национальной культуры»
Кафедра истории и культурологии инициировала декаду, посвященную Году истории в России, реализовав ее в самых разных формах сотворчества и содружества, и продемонстрировав возможности участников современной образовательной среды учить и учиться с интересом, обогащаться знаниями, задаваться главными вопросами и находить хотя бы частичные ответы на них.
На теоретических чтениях «1812 год и проблемы формирования русской национальной культуры» присутствовали студенты и магистранты ИГХТУ (не только культурологи, что очень важно). Декан ГФ, доктор исторических наук Е.М. Раскатова, преподаватели кафедры - доценты М.А. Миловзорова, О.Н. Масленникова, Д.В. Самотовинский - задавали проблемные вопросы, размышляли вместе с участниками встречи над очень серьезными «сюжетами» русской национальной культуры.
Цель таких теоретических чтений, по мысли Е.М. Раскатовой, - показать студентам возможность объемного взгляда на ключевые события нашей истории, которые так или иначе отразились на всех сферах культурной жизни и наложили отпечаток на определенные стереотипы, доминанты мышления. Такая цель была достигнута благодаря взаимопониманию коллектива участников и удачно реализованной (и потенциально чрезвычайно продуктивной) образовательной технологии. А именно: заявленную проблематику чтений предполагалось обсудить через раскрытие отдельных составляющих культурного процесса – театр, музыку, хореографию, живопись, поэзию, образование. Темы сообщений, глубоких, продуманных, говорят сами за себя. Вот некоторые из них: «Театр как зеркало русской культуры» (М. Семенова, 4/50), «Отечественная война 1812 года в русской исторической живописи» (К. Романова, 4/50), «Поэзия Д. Давыдова как отражение меняющегося общественного сознания» (А. Митрошина, 4/50), «Русская музыкальная школа: от «Жизни за царя» М. Глинки до «Князя Игоря» А. Бородина» (И. Тюрина, 4/50), «Европейское влияние на танцевальную культуру» (Ю. Полякова, 4/50).
У любого явления есть причины и следствия. К их пониманию можно прийти по-разному. На данных научных чтениях к пониманию глобального исторически значимого события - войны 1812 года и ее роли в формировании национального самосознания участники пришли через детали, элементы, без которых целостность картины была бы неполной.
Знать свою историю – значит понимать нас сегодняшних, моделировать будущее. Этому учит история. Которую мы знаем.
О. Масленникова, доцент кафедры истории и культурологии