Домашнее задание на «отлично»

«История никого не учит - она просто наказывает тех, кто не выучил уроков». В этом году, провозглашенном президентским указом Годом российской истории, необходимость помнить о «домашних заданиях» стала не только потребностью каждого думающего человека, но и важной частью многих культурных и образовательных проектов. И уж тем более не обошлись без исторической составляющей в Ивановском государственном химико-технологическом университете, известном своей грамотной и последовательной воспитательной политикой.
Программу проектов и мероприятий, связанных с историей, в ИГХТУ разработали уже к марту. И не просто разработали, а успешно воплотили в жизнь. Совсем недавно, с 9 по 19 октября, в рамках университетского фестиваля науки здесь прошла декада истории России, организованная преподавателями и студентами гуманитарного факультета.
Всевозможные декады - посвященные Году Франции или Германии в России, культуры, русского языка - традиционны для ИГХТУ. Но на этот раз случай был особенным. Как подчеркивает декан гуманитарного факультета Елена Раскатова, «нужно было еще раз показать, что история - это не только прошлое, но и настоящее. Вторая задача, стоящая перед нами, - воспитание уважения к своей истории и своей Родине, даже когда эта Родина неправа».
На гуманитарном факультете к истории отношение особенное. Здесь не первый год работает кинолекторий «История страны, история кино». Другой не менее продуктивный и важный проект длится уже два десятилетия в разных вариациях: либо «История страны в истории семьи», либо «ХХ век в истории семьи», либо более частный - «Война, семья, Победа». Обращаясь к домашним архивам, беседуя со старшими родственниками, студенты не просто выполняют учебную работу - они соприкасаются с историей через судьбу своей семьи, через свою личную судьбу.
В этом году, затевая октябрьскую декаду, на факультете решили развернуть внимание всех кафедр в сторону истории. Например, профессор Наталья Кирилловна Иванова (кафедра иностранных языков) сделала доклад, посвященный современному историческому музею в западных странах, проблемам его содержания и технологии. Доцент кафедры русского языка Ирина Вячеславовна Долинина провела блестящую викторину по истории русского языка для студентов нескольких факультетов.
Кафедра физической культуры сначала пребывала в недоумении: «А мы-то как?» Но и они провели замечательную реконструкцию русских спортивных игр, продемонстрировав, какие соревнования могли быть в Древней Руси. Причем сделал это человек, занимающийся реконструкцией как специалист-этнограф. И в целом уровень всех мероприятий этих десяти дней был так или иначе связан с тщательной научно-исследовательской работой.
Например, на открытии декады выпускница ИГХТУ Полина Сидорова, ныне преподаватель-хореограф ансамбля «Улыбка», вместе со своей группой показала реконструкцию трех танцев: северной губернии, средней полосы России и казацкий. А на закрытии студенты знакомились с военно-исторической реконструкцией. К их неописуемому восторгу, можно было не просто посмотреть на оружие 9-11 веков, но и примерить кольчугу или шлем, подержать в руках меч. Вел занятие Сергей Анатольевич Мильченков, учитель школы № 65, организатор военно-исторического клуба «Харалуг», который рассказывал о древнем оружии, ссылаясь на иностранные источники и научные монографии.
По сути, грамотной реконструкцией было и самое вкусное мероприятие декады - день русской кухни. Повар буфета, гостеприимно расположившегося в «гуманитарном» корпусе, Вера Леонидовна Иванова отыскала старинные русские рецепты и создала на их основе целое меню, в котором оказались и боярские щи, и мясо в горшочках, и еще много чего вкусного. На память поварам осталась стопка отзывов: «Суп отменный, салат превосходный, рыбка золотистая!»; «Хорошая кухня -это психическое и физическое здоровье. Щи по-боярски - это то, что нужно. Творческих успехов и новых оригинальных блюд!». Была и предварительная реклама этого дня - студенты собрали русские рецепты, дополнили их визуальным рядом «Русская кухня в русской живописи», использовав сюжеты Петрова-Водкина и Кустодиева.
Кафедра истории и культурологии в декаде участвовала как стержневая. В качестве визуального сопровождения открытия доцент Мария Алексеевна Миловзорова предложила интересный материал: сюжеты русской истории в русской классической живописи. Кроме того, медиаверсия этого проекта, подготовленная студентами-культурологами 4 курса, в режиме слайд-шоу транслировалась на телевизионных панелях во всех корпусах ИГХТУ.
Но декада российской истории - это еще и теоретические занятия, лекции и дискуссии. В один из дней прошло заседание межвузовского семинара культурологов, посвященного актуальным проблемам теории и истории культуры. На него были приглашены ученые-преподаватели из Шуйского педагогического университета, из ивановских - классического и энергетического. Студенты гуманитарного факультета немало потрудились над проведением научных чтений «1812 год и проблема формирования русской национальной культуры». Для них это был ценный опыт углубления в научный текст, в источники и тренировки умения презентовать материал студентам младших курсов и студентам непрофильных специальностей.
В течение десяти дней коридоры химуниверситета наполняли вопросы: «А ты это видел? А туда пойдешь?» На открытые лекции приходили студенты других групп, а на кинопросмотры - даже из других вузов. Не секрет, что люди в большинстве своем ленивы и нелюбопытны. Иной раз человека, особенно молодого, нужно заставить куда-то прийти. И смысл декады был еще и в том, что, посетив одно мероприятие и заинтересовавшись, студент уже не мог не прийти на следующее. А самое главное, студенты поняли, что настоящая, строго научная история может быть очень интересной и захватывающей. Значит, есть шанс уберечь их сознание от так распространенных сегодня исторических фальсификаций и ничем не подкрепленных мифов.
Анна КОРАБЛЕВА
«Рабочий край», 26 октября 2012 г.

Подробнее о Декаде российской истории в ИГХТУ читайте в спецвыпуске газеты «Химик» от 25.10.2012.