К 25-летию студенческого клуба
Открываем новую рубрику. Ведет её М. Таланова, зав. музеем ИГХТУ, председатель художественного совета студклуба.
В этом году исполняется 25 лет со дня основания студенческого клуба ИГХТУ. 2 июня 1988 года ректором Р.П. Смирновым был подписан приказ об учреждении в ИХТИ самостоятельного структурного подразделения – студенческого клуба. Первой заведующей и основателем его стала И.В. Сметанина, впервые объединившая существующие в то время в вузе коллективы художественной самодеятельности и отдельных исполнителей в единое целое – творческое объединение талантливой студенческой молодежи института. Все эти годы деятельность студенческого клуба являлась неотъемлемой частью жизни нашего вуза, и ныне студклуб готовится достойно встретить свое двадцатипятилетие…
Предстоящему юбилею мы посвящаем ряд публикаций – воспоминаний студентов-артистов ИХТИ, ведь создание клуба было подготовлено всей большой творческой жизнью студенчества разных поколений. Понятно, что и на заре нашего вуза студенты проявляли свои таланты, но начнем мы с достаточно близкого прошлого, с 50-х годов прошлого века. Сколько личностей, талантов, творческих судеб помнит наша сцена…
Сергей Кувшинов, выпускник ИХТИ 1957 года:
– Откликаясь на Вашу просьбу рассказать о художественной самодеятельности в ИХТИ в 50-е годы, постараюсь вспомнить и написать о том, что же она представляла собой в ту пору, когда я был студентом.
Осенью 1953 года состоялась отчётно-выборная профсоюзная конференция, на которой председателем профкома был избран студент 4 курса Ростислав Смирнов, который, может быть, начиная с этого поста профсоюзного лидера, и последующей своей активной научной и административной деятельностью оставил глубокий след в истории ИХТИ – ИГХТУ.
Я был избран в состав этого профкома и наделён полномочиями председателя культурно-массовой комиссии. К этому времени в институте уже действовал ряд самодеятельных коллективов. Но с началом работы нового состава профкома, благодаря настойчивости и инициативе Ростислава Смирнова, который сам был участником концертов, имея незаурядный танцевальный талант, студенческая самодеятельность стала развиваться и совершенствоваться.
К весне 1954 года в институте был создан обновленный прекрасный хоровой коллектив. Усилиями девчат, активных участниц хора, в него были привлечены ребята, поскольку мужских голосов в хоре явно не хватало. Руководителем стал талантливый музыкант, студент-старшекурсник Ивановского музыкального училища Игорь Чалышев, который заражал своим энтузиазмом весь коллектив. Уже в этом же году наш хор занял первое место на смотре студенческой самодеятельности и не уступал своего лидерства в течение 3-х последующих лет. А когда в 1955 году на заключительном концерте, который проходил в зале театра музыкальной комедии, наш хор в сопровождении оркестра музыкального училища исполнил хоровой фрагмент из «половецких плясок» оперы «Князь Игорь», зал взорвался такими бурными аплодисментами, которым позавидовал бы любой профессиональный коллектив!
«Козырной картой» на студенческих смотрах самодеятельности было выступление наших певцов-солистов, среди которых бесспорным лидером был Вадим Буданов. Обладая прекрасным голосом и незаурядным исполнительским мастерством, он был многократным лауреатом на конкурсах солистов. Большой популярностью также пользовались исполнительницы песен и романсов студентки Эля Бабикова и Лера Меньшикова, которые неоднократно были призёрами смотров- конкурсов.
В 1953 г. на нашем курсе возник певческий дуэт – Владлен Беляков и Алиса Батина, который с большим успехом исполнял дуэтные партии из оперетт советских композиторов. Они всегда выступали на студенческих вечерах отдыха. Вот только их репертуар многие знали заранее, поскольку все репетиции проходили в комнате общежития. На 3 курсе этот дуэт стал дружной супружеской парой.
Хотелось бы отметить, что на встрече выпускников ИХТИ 1957 года в честь 30-летия окончания института в 1987 году Владлен и Алиса, тряхнув стариной, исполнили для нас несколько сценок из оперетт.
Весной 1954 года, благодаря настойчивости Ростислава Смирнова и при содействии дирекции, нам удалось приобрести новый комплект инструментов для духового оркестра института. Больше всех этому приобретению радовался студент Слава Старовойтов, неплохо игравший на трубе, который быстро организовал занятия для ребят, хоть немного умевших играть. Этот коллектив регулярно играл на вечерах отдыха, а также участвовал в городских смотрах студенческой самодеятельности. Очень скоро институту удалось приобрести и комплект струнных народных инструментов, что способствовало рождению оркестра народных инструментов.
Заключительные концерты городского смотра студенческой художественной самодеятельности, как правило, проходили в зале театра музыкальной комедии и пользовались большой популярностью как у студентов, так и у жителей города. Без преувеличения можно сказать, что эти концерты были праздником музыки и танца, а мастерство многих исполнителей превосходило уровень нынешней профессиональной «попсы».
Следует вспомнить и то, что с 1954 года были сняты запреты на эстрадную и джазовую музыку и это, безусловно, способствовало притоку в самодеятельные коллективы любителей петь под гитару или исполнять джазовую музыку. Любители попеть под гитару, проживавшие в первом общежитии у сада им. 1 мая, нередко собирались на балконе и с удовольствием пели. Наиболее популярными были песни В. Козина, П. Лещенко, И. Юрьевой, Л. Утёсова. Тогда эти песни распространялись на самодельных пластинках из рентгеновской плёнки и назывались «музыка на рёбрах».
Наши самодеятельные артисты регулярно выступали на студенческих вечерах отдыха. Главным зрительным залом служила ставшая сейчас уже исторической первая аудитория главного корпуса ИХТИ (ныне Г 203). Сначала сами монтировали из специальных щитов сцену, а потом уже выступали на ней. А танцевальным залом был цокольный этаж, он же подвал главного корпуса. Несколько раз вечера отдыха проводились в Ивановском драматическом театре, зрительный зал которого в то время имел более 1200 мест. Для студентов устраивался большой концерт, после которого обязательно были танцы в большом просторном фойе под наш собственный оркестр.
В заключение возьму на себя смелость заявить, что середина пятидесятых годов прошлого века была временем расцвета студенческой самодеятельности в родном ИХТИ. Надеюсь, это и сегодня так…