Как мы сели за парты. В Англии.

"Химик"4(2062) 2013 Содержание

Плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом. Плох тот преподаватель английского языка, кто не мечтает посетить Англию. Теперь на коварный вопрос студентов: «А вы были в Лондоне?», мы можем с гордостью ответить: «Были. И не только в Лондоне».

Если говорить сухим, официальным языком, то с 27 января по 9 февраля в составе группы из 9 преподавателей и 22 студентов мы проходили краткосрочные курсы повышения квалификации (языковую стажировку) в одной из лучших языковых школ Великобритании Language Specialists International в г. Портсмут. Если же говорить о воплощении мечты увидеть страну, о которой много читали, язык которой изучали, то это были две незабываемые недели общения, постижения культуры и истории Англии.

Программа курсов и сам процесс обучения были разработаны персонально для группы преподавателей из ИГХТУ и ИГЭУ с учетом индивидуальных пожеланий, а также специфики преподавания иностранного языка в техническом вузе.

Руководство школы и преподаватели встретили ивановскую группу очень радушно и доброжелательно. На протяжении всего периода обучения мы ощущали на себе внимание и заботу принимающей стороны, от чисто технических моментов организации обучения и переменок между занятиями до помощи в организации досуга и экскурсионных поездок, которым мы посвятили все свои выходные.

Процесс обучения был профессионально ориентирован, богат лексически и методически, а также визуально и эмоционально ярок. Технически оснащенная и уютная комната для занятий, столы в которой располагались полукругом, также располагала к коммуникации. Перерывы между занятиями были организованы таким образом, что слушатели курсов из разных стран имели возможность общаться на английском языке друг с другом и с преподавателями, задавать вопросы, делиться впечатлениями. Интересен тот факт, что в школе, где одновременно обучаются сотни студентов из разных стран мира, рекомендуется общение только на языке принимающей стороны, т.е. на английском.

Итак, мы сели за парты. Теперь мы студенты. Слушаем, смотрим, повторяем, записываем, изучаем словарь, поднимаем руку для ответа, извиняемся за опоздание на занятия, выполняем домашнее задание, нас вызывают к доске. Мы сами задаем вопросы, просим подобрать дополнительный материал. И так каждый учебный день. А день наш был выстроен следующим образом: утром 2 пары General English Course, после обеда лекции по страноведению или занятия по методике. На этих занятиях мы отрабатывали все аспекты преподаваемой нами дисциплины – от фонетики, лексики и грамматики до анализа страноведческого материала. Естественно, всё только на английском. Мы имели возможность в течение двух недель слушать носителей языка и общаться с ними. С фактической точки зрения, наш «багаж знаний» потяжелел, поскольку отдельные факты, ряд лексических выражений и норм можно узнать, а главное понять, только оказавшись в языковой среде. Особенно это ощутимо при рассмотрении темы о социальной структуре британского общества, вопроса о так называемых «социальных лифтах», о системе высшего образования и политической структуре. И это, безусловно, возможность почувствовать и попытаться понять национальный характер или менталитет британцев, английский юмор, ощутить традиции и обычаи, которые они хранят и передают из поколения в поколение.

Безусловно, Великобритания не остается в стороне от мировых процессов и превращается (или уже превратилась) в мультинациональную страну, что не проходит бесследно для культуры страны. Обсудить изученные на занятиях аспекты и узнать что-то большее мы могли в ходе ежедневного общения с членами семьи, в которой жили. Это отличная возможность почувствовать уклад жизни, узнать о традициях, задать интересующие вопросы, поделиться впечатлениями. Нам очень повезло оказаться в гостях у добрых, отзывчивых, доброжелательных и гостеприимных людей, готовых всегда помочь советом, рассказать и объяснить что-то новое.

В школе нас ознакомили с рядом методических приемов и методик, разработанных преподавателями школы, авторами множества учебников.
С радостью и гордостью обнаружили, что знакомы с большей их частью. Несколько раз мы были приглашены на занятия к преподавателям школы в качестве наблюдателей, чтобы посмотреть на работу английских коллег и увидеть практическое применение всех изученных методик.

Две недели обучения прошли очень быстро, динамично, продуктивно, интересно. Все мы получили сертификаты о прохождении обучения. Важно и то, что кроме обучения в выходные нам удалось посетить такие города, как Чичестер, Винчестер, Арундел, Брайтон и, конечно, Лондон. И здесь все наши теоретические знания (как лингвистические, так и страноведческие) нашли свое практическое подтверждение: мы увидели разную Великобританию. Мы жили в портовом городе Портсмут (база Британского флота), Чичестер и Винчестер – города middle and upper-middle class people, Арундел – город аристократии, Брайтон – курорт. Лондон – столица, мегаполис. Такое знакомство со страной от провинции к столице позволяет увидеть и понять многое, почувствовать разницу жизненных укладов и ценностей, познакомиться с языковыми особенностями, получить наиболее полную и объективную картину.

To be continued: продолжение следует.

Ю. Малкова, Е. Костина, доценты кафедры иностранных языков и лингвистики