Фонд «Династия» поддержал «Летнюю школу юных химиков»
21 февраля на заседании экспертного совета фонда Дмитрия Зимина «Династия» были подведены итоги конкурса образовательных проектов для школьников 2013 года. Конкурс проводится для поддержки проектов, направленных на развитие творческих способностей и образование школьников, проявляющих интерес и имеющих способности к биологии, информатике, математике, физике и химии. Победителями стали 44 проекта из 12 регионов России, 13 из них – в номинации «Малые проекты» и 31 – в номинации «Стандартные проекты».
Проект «Организация и проведение летней школы юных химиков», который заявил ИГХТУ, вошел в число победителей. Фондом будет выделено 300 000 рублей на проведение Летней школы юных химиков в июле этого года.
О конкурсе и тех новых возможностях, которые победа в нем открывает перед организаторами и участниками, рассказывает один из организаторов Летней школы, доцент кафедры неорганической химии Ю.С. Марфин.
– Юрий Сергеевич, «Летняя школа юных химиков» проводится на базе нашего университета уже 4 года подряд. Но как бы «из своего кармана», собственными силами и средствами. В этом году вы решили привлечь и финансовые возможности фонда «Династия». Это объективная необходимость?
– Необходимость привлечения средств фонда обусловлена тем, что проект «Летняя школа юных химиков» постоянно развивается, с каждым годом применяются все новые средства и способы работы с ребятами, чтобы увлечь их химией. В этот раз мы поняли, что для реализации всех идей и задумок просто необходимо привлечение дополнительного финансирования. Кроме того, заинтересовал сам конкурс, ведь помимо традиционного для конкурсов грантов заочного тура, представители фонда провели еще и очный тур – конференцию среди финалистов конкурса, в рамках которой авторы образовательных проектов для школьников со всей России могли пообщаться между собой, поделиться идеями, планами, проблемами, получить консультацию от сотрудников фонда, а также поучаствовать в круглых столах и мастер-классах.
– Какие цели вы ставите, организуя Летнюю школу, как они реализуются?
– Главная цель Летней школы – это привлечение талантливых ребят к научно-исследовательской деятельности, поддержка их исследовательских задумок и начинаний, развитие самостоятельности в постановке и решении практических задач. В рамках школы ребята не только углубляют знания школьного курса химии, но и знакомятся с новыми, перспективными областями химической науки. Школьники изучают основы методологии научной деятельности: как правильно ставить исследовательские задачи, где можно найти информацию по химической тематике, как получать и интерпретировать экспериментальные данные, как презентовать полученные результаты. Главная составляющая Летней школы – это выполнение своего собственного научного исследования. Тематика работ охватывает самые разные направления исследований, проводимых в химико-технологическом университете и Институте химии растворов имени Г.А. Крестова РАН. Ну а эффективность выбранной стратегии работы со школьниками и их заинтересованность в этом подтверждается тем, что многие начатые летом проекты ребята продолжают осенью, чтобы представить на Областном конкурсе юных химиков и других конференциях. Более того, ребята, которые участвовали в Летней школе, продолжают свои исследования уже в качестве студентов химуниверситета. Значит, им нравится, а мы достигаем поставленной цели.
– Летняя школа доказала свою эффективность, став своеобразным «центром кристаллизации» научной мысли школьников. Расскажите о ее наиболее ярких участниках и проектах.
– Начать следует с того, что почти все выпускники Летней школы представляют свои проекты на Областном конкурсе юных химиков, проводимом в нашем университете. Таким образом, все работы имеют уровень, соответствующий конкурсу регионального масштаба. Наиболее интересные проекты ребята выставляют на всероссийские конкурсы: «Юниор», «Шаг в будущее», «Балтийский научно-инженерный конкурс» и другие.
Из опыта участия в конкурсах больше всего мне запомнились два случая. Первый был в 2010 году, это был один из первых всероссийских конкурсов, на который я ездил со школьниками. Одну из работ представлял Ярослав Фадеев, его проект был посвящен получению новых гибридных материалов на основе хромофорных соединений и матриц оксида кремния. Для определения характеристик синтезированных образцов использовали недавно появившийся тогда в университете атомно-силовой микроскоп. Представьте мое удивление, когда после конкурса Ярослав сказал мне о том, что члены жюри, оценивающие его работу, сетовали, что у них нет доступа к подобному научному оборудованию, который обеспечивает Ивановский химуниверситет для школьных проектов! Стоит отметить, что Ярослав тогда получил гран-при и затем представлял Россию на международном конкурсе IntelSEF в Америке. Второй случай был на следующий год, когда наши ребята заняли все призовые места в секции химии Балтийского научно-инженерного конкурса. Многие работы и сейчас развиваются ребятами, ставшими студентами ИГХТУ.
– Проведение 5-й, юбилейной, Школы по гранту фонда «Династия» будет иметь какие-то свои особенности, новшества?
– Несомненно. В этом году в Летней школе будет целый ряд нововведений. Впервые будет использован модульный подход в построении образовательных курсов. Так, помимо общих для всех ребят модулей, охватывающих и углубляющих школьные курсы неорганической и органической химии, будут модули по выбору. Это позволит ребятам младших классов, а также новичкам Летней школы узнать много нового о самых современных и перспективных областях химической науки, а вот старшеклассникам, уже имеющим опыт исследовательской деятельности, получить дополнительные знания по выбранной дисциплине в рамках модуля углубленного изучения предмета. Еще одно новшество заключается в том, что несколько дней Летней школы пройдут на базе Суздальского туристического центра. Такой трехдневный интенсивный курс позволит ребятам полностью погрузиться в творческую, научную атмосферу, а смена окружения сделает занятия еще эффективней.
Кроме того, мы активно развиваем институт научного руководства школьными проектами, перерабатываем и улучшаем читаемые курсы, придумываем новые интересные для школьников формы занятий. Уверен, что все ребята, которые будут принимать участие в V Летней школе, узнают много нового и останутся довольны временем, проведенным в ИГХТУ.