КАКИЕ У НАС ПЕРСПЕКТИВЫ? –

"Химик"9(2067) 2013 Содержание

– этот вопрос начинает волновать студентов, когда учеба подходит к концу. Особенно тревожит он магистрантов, уже имеющих некоторое представление о своей будущей работе. Правда, представление не очень четкое. Поспорить о том, какие перспективы деятельности ожидают молодого специалиста за порогом вуза, решили магистранты на семинаре в рамках курса «Технология профессионально-ориентированного обучения» (руководитель – доц. С.С. Садина). Они сами рассказывают, как проходила дискуссия.

Мы договорились, что в дискуссии будут участвовать студенты различных направлений обучения. Разработали примерный план-сценарий, чтобы не было беспорядочного разговора об аксиомах, чтобы ясна была цель: выявить, что сейчас предлагает жизнь нам, выпускникам ИГХТУ и готовы ли мы принять эти предложения. Согласились, что, в принципе, естественными перспективами выпускника технического вуза могут быть: наука, преподавание и работа на производстве. Исходя из этого, разделились на три группы: первая подготавливает информацию о научной деятельности студента на протяжении всех лет учебы, включая магистратуру (для этого провели мониторинг на ряде кафедр: как ведется работа по грантам, сколько студентов направляется ежегодно в магистратуру, сколько затем продолжают научную работу, начатую в студенчестве и т.п.). Возглавил эту группу Кирилл Падохин (каф. ТПиМЭТ). Вторая группа – руководитель Александр Суворов (каф. ЭиФ) – взялась за разработку «педагогического» направления подготовки выпускников. Магистранты выясняли, сколько выпускников реально остаются в вузе, чтобы стать педагогами (ведь в нашем университете можно получить дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы»), и как чувствует себя молодой специалист в роли коллеги своих бывших учителей. Третья группа – руководитель Алексей Симов (каф. ТНВ) – занялась изучением вопроса: где, на каких предприятиях, в какой роли и как работается молодым специалистам, нашим выпускникам. Ведущими дискуссии выбрали Александра Овцына (каф. ТПиМЭТ) и Татьяну Воробьеву (каф. ТНВ).

В дискуссии активно участвовали гости: А.А. Малыгин (начальник учебно-методического управления), Д.В. Ситанов (заместитель декана ф-та НХиТ), О.Н. Масленникова (доцент кафедры истории и культурологии).

Разговор начала группа «ученых». Интерес и способность к научным исследованиям проявляется у студентов в учебном процессе. Важно заметить, поддержать и развить эту способность. Статистика, вложенная в диаграммы и схемы, и выступления, подготовленные магистрантами, убеждала: в ИГХТУ, который является крупным центром фундаментальной и прикладной науки, есть все условия для научного роста молодых: высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, сложившиеся научные школы, работа молодёжи по грантам, студенческие научные общества и др. Не случайно же у ИГХТУ столь высок рейтинг в научном мире! В то же время мы видим, что проблем в сфере науки в нашей стране много. «Престижно ли в наше время быть ученым?», «Кто должен финансировать науку – государство или бизнес?», «Что надо сделать, чтобы молодые ученые не уезжали из страны, а отечественный бизнес не отворачивался от молодой науки?», «Должен ли работать «конвейер» при подготовке научных кадров?» – вокруг этих непростых вопросов и развернулась дискуссия. А вывод, более или менее общий, получился такой: государство и общество должны сделать всё, чтобы поднять престиж науки и профессии ученого в нашей стране, тем более что об этом говорит и Президент России: «…Мы должны обеспечить все возможности для достойной самореализации специалистов, работающих в научной сфере, чтобы они чувствовали свою востребованность, испытывали профессиональную гордость, видели, что общество и государство по достоинству оценивают их труд».

«Совершенно очевидно, – заявили участники группы «педагогов», – что модернизация в различных сферах общественной жизни, о которой так много у нас говорится, немыслима без выпускников вузов». А успешность их подготовки в очень большой степени зависит от преподавателей. Однако в последние годы количество желающих стать преподавателями неуклонно снижается. Чем это объясняется? Зарплатой, не соответствующей характеру и ответственности труда, сложностью работы, в которой сочетаются усилия учёного, учителя и воспитателя. В нашем вузе доля преподавателей в возрасте 29-39 лет и от 60 и старше составляет примерно 30% каждая, а доля преподавателей возраста 40-59 лет – 42%. Это значит, что распределение по возрастам у нас примерно равномерное и значит, существует преемственность поколений. Вместе с тем выводы «педагогов» таковы: государство обязано поддерживать молодых преподавателей (а не только ученых) материально (а это – проблемы жилья, зарплаты и др.) и профессионально (в этом смысле курс «Технология профессионально ориентированного обучения» для магистрантов отвечает задачам высшей школы).

«Производственники» подготовили интересную презентацию: хорошо зарекомендовавшие себя наши выпускники успешно справляются с ответственными обязанностями, пользуются авторитетом, неплохо зарабатывают. Так, А.Л. Колосовский (выпускник каф. ТНВ) является сейчас управляющим по развитию производства и новой техники ОАО «Акрон», С. Бусурин год назад утвержден на этом предприятии управляющим по социальным вопросам, избран депутатом Новгородской областной думы, а О.Л. Глаголев (выпускник той же кафедры) выполняет обязанности зам.директора Череповецкого филиала ЗАО «ФосАгро АГ». Не менее ответственные должности занимают выпускники ИУФИС: Е.Л. Нестеров сейчас глава администрации г. Тейкова, а А.А. Малявин работает в Иванове директором департамента продаж «Техносилы». Вывод группы А. Симова: хорошая работа – условие самореализации молодого специалиста как профессионала и как личности. Вуз делает всё возможное для полноценной подготовки такого специалиста, но иногда студентам недостает производственной практики. Кроме того, по мнению студентов, хорошую работу ещё надо найти. Основная причина проблем с поиском работы и с производственной практикой – в недостаточности эффективных связей между работодателями, предприятиями и вузами вообще. В профессионально-техническом образовании пока ещё мало форм частно-государственного партнерства.

Общее мнение участников дискуссии выразили ведущие: разговор был полезным. В целом молодому специалисту после окончания вуза доступно множество путей дальнейшей карьеры. Несмотря на сложности будущей самостоятельной жизни, в нашей стране он может утвердиться как профессионал, как гражданин, как личность. Для этого нужно главное – целеустремленно и настойчиво готовить себя к будущей деятельности, используя собственные силы и способности и все те возможности, которые дает вуз, общество и государство.

Публикацию подготовили: А. Овцын, Д. Афанасьев, М. Лапшин, К. Падохин, А. Суворов, А. Симов, А. Журавлев, А. Ермакова. Фото А. Самарского.


Реплика от редакции. Нельзя отрицать, что подобные дискуссии студентов – очень актуальная и необходимая форма выражения собственного мнения. Но вместе с тем позволю себе не согласиться с некоторыми утверждениями, сделанными авторами статьи, особенно это касается «группы производственников».

Сетовать на то, что между предприятиями-работодателями и вузом недостаточно эффективные связи, и что это, якобы, не позволяет выпускнику найти достойное место работы, думаю, могут лишь те, кто никогда не обращался на ул. Арсения,25, где находится Региональный центр содействия трудоустройству выпускников, никогда не посещал проводимой в вузе ежегодно «Ярмарки вакансий», не участвовал в «Днях компаний», которых только в 2012 году было проведено 36!

Центр содействия трудоустройству открывает перед вами массу возможностей – ознакомиться с базой данных предприятий, где можно пройти практику; заявками работодателей на конкретных специалистов; посмотреть проспекты и видеоролики о ведущих промышленных предприятиях, приглашающих на работу наших выпускников; здесь вам помогут составить резюме и отправить его различным заинтересованным структурам.

Только задуматься обо всем этом следует не на шестом курсе, а на первом.