Проблемы модернизации системы образования решаем сообща

25 апреля в ИГХТУ прошел межвузовский проблемный семинар «Реализация ФГОС в образовательном процессе вуза: подходы и технологии», который собрал представителей профессорско-преподавательского состава и специалистов по методической работе вузов Ивановской области – почти 100 человек.

Открывая семинар, проректор по учебной работе ИГХТУ профессор В.В. Рыбкин подчеркнул актуальность поднимаемых на семинаре вопросов, поскольку введение новых образовательных стандартов ставит перед вузами конкретную задачу – оценку результатов обучения на основе компетентностного подхода. Это означает, что должны пересматриваться как технологии и методы обучения, так и способы формирования, контроля и оценивания компетенций как результатов обучения по новым ФГОС.
Семинар проводили ведущие российский специалисты в области педагогических измерений и оценки качества образования – В.И. Звонников, д.пед. н, профессор, проректор Государственного университета управления, заместитель председателя УМО по образованию в области менеджмента и М.Б. Челышкова, д. пед. н., профессор, зав. кафедрой педагогических измерений Института качества высшего образования НИТУ «МИСиС».
В своей лекции Виктор Иванович Звонников остановился на основных изменениях, которые влечет вступление в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» в части высшего образования. В частности, он рассказал о внесенных изменениях в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, о введении прикладного бакалавриата, о дальнейшей работе и перспективах УМО. Были освещены вопросы, связанные с разработкой профессиональных стандартов и развитием системы оценки сертификации квалификаций.
Марина Борисовна Челышкова рассказала об инновациях в подготовке кадров в соответствии с требованиями ФГОС и подробно остановилась на теме оценивания компетенций. К сожалению, на сегодняшний день нет четкой позиции о том, как оценивать компетенции в системе высшего образования, рассуждения носят, в основном, общий рекомендательный характер, далекий от практических предложений по организации контрольно-оценочных процедур в аттестации студентов. Достаточно велико количество публикаций по этим проблемам, но мало кто говорит и пишет о том, как это реально делать. Марина Борисовна рассказала участникам семинара о том, какие шаги нужно предпринимать вузовским преподавателям на пути освоения компетентностного подхода в образовании и с чего начинать работу по созданию измерителей для оценки уровня сформированности компетенций, подчеркивая, что делать это нужно исключительно с опорой на научный базис теории педагогических измерений, слабо развитой в нашей стране. Все это подкреплялось примерами из практики.
Особый интерес вызвала открытая дискуссия, развернувшаяся в рамках семинара. Были затронуты проблемы оценки уровней освоения компетенций, рассматривались подходы к построению учебных модулей, содержание и уровневая шкала измерителей, их связь с паспортами компетенций и др.
По единому мнению участников, подобные семинары, собирающие неравнодушных к проблемам образования вообще и высшего в частности, должны стать площадкой для обмена опытом и мнениями по самым актуальным для вузов вопросам. В этой связи принято решение о продолжении данного формата встреч и на май-июнь намечен следующий семинар по основам современной теории тестов, который проведет начальник Учебно-методического управления ИГХТУ А.А. Малыгин.

Соб.инф.