Позиция культуролога

24-25 апреля на гуманитарном факультете ИГХТУ состоялось значимое событие: в течение двух дней студенты и преподаватели слушали лекции ведущего культуролога страны, профессора РГГУ Галины Ивановны Зверевой на тему «Современные исследовательские программы и методы изучения культуры». Насыщенная сложными теоретическими вопросами программа лекций позволила студентам актуализировать уже имеющиеся представления о работе культуролога с любыми объектами и приобрести новое знание, конвертировать которое они смогут, став выпускниками. Своего рода мастер-класс по проблемным вопросам понимания и прочтения различных смыслов, предлагаемых культурой, прошел в игровом режиме, что с интересом и азартом восприняли не только студенты, но и преподаватели гуманитарного факультета. Обучающие цели лекций и семинара были связаны с практической задачей – обнаружить в том числе неявное знание и его инструментализировать, ответить на очень важные вопросы: как это сделано, как это работает, как это может быть полезно обществу и т.д.
В рамках этих двухдневных чтений был организован и межвузовский семинар для преподавателей. Профессор Г.И. Зверева представила доклад на тему «Дидактические стратегии высшей школы».Научно-методологический семинар собрал преподавателей их разных вузов города и области. Среди гостей и участников были коллеги из энергоуниверситета - Т.Б. Котлова и Г.И. Будник, из Ивановского госуниверситета - Н.В. Капустин, коллеги из Шуйского филиала ИвГУ А.В.Тарасов и Н.П. Крохина, преподаватели кафедр гуманитарного факультета ИГХТУ М.Г. Зеленцова, Т.Б. Кудряшова, Л.Н. Михеева, Е.Н. Стрельчук, С.В. Мощева, Р.В. Кузьмина, Ю.Л. Малкова, Л.Л. Меркурьева, зав.отделом гуманитарной литературы ИГХТУ Т.В. Самсонова, референт ЦУОНБ Л.Д. Тихомирова, и, конечно же, преподаватели кафедры истории и культурологии Е.М. Раскатова, М.А. Миловзорова, Н.М. Губина, С.С. Садина, О.Н. Масленникова, А.В. Макарова, Д.В. Самотовинский, Д.Н. Полуярова. Приветствовал участников семинара проректор по социальным вопросам и связям с общественностью О.Н. Захаров, отметивший, что столь «нетехническая» встреча в техническом вузе лишний раз доказывает необходимость всем нам владеть языками и символами современной культуры, чтобы говорить, общаться, понимать друг друга.
На семинаре шел разговор о конкурентных преимуществах специальности «Культурология» и будущей профессии культуролога, о том, как органично, естественно связать теорию с решением конкретных задач.Много говорилось о специфике профессиональной подготовки культурологов, но особые акценты ставились и на работе гуманитариев с «непрофильными» студентами.Очень важно работать со студентами технических специальностей - это та аудитория, которую мы можем обучить критическому мышлению через культурологическое, гуманитарное знание. «К «непрофильным» студентам нужен свой индивидуальный подход, поиск методики, и самая эффективная - это кейсовый метод», - считает Г.И. Зверева. 
 И все же очень важно определиться с пониманием и позицией - что есть науки о культуре, зачем нужен культуролог и в чем его преимущества на современном рынке труда. Найдя в своем сверхплотном рабочем графике время для небольшого интервью, Галина Ивановна еще раз убедительно определила эти позиции:
- Зачем история как наука нужна обществу? Для этого есть стандартный ответ - общество без памяти, без понимания своего коллективного прошлого слабо и недостаточно представляет свое настоящее, и тем более трудно представляет свое будущее. История – это научное знание, научное осмысление прошлого, по возможности свободного от предрассудков, мифов, идеологических пристрастий. Если это знание может работать на образование, просвещение, воспитание, значит, историков готовят не только для науки, но и для общества, они - проводники важных этических установок для современного общества. Аналогично можно сказать о культурологии и культурологах. В чистом виде науки о культуре, которые в русской версии получили название «культурология», - они необходимы современному российскому обществу. Вопрос: каким образом или почему необходимы? Науки о культуре, как и исторические науки, производятся в университетах. Так всегда было. Светская наука родилась в университетах, и науки о культуре производятся профессионально подготовленными людьми, которые, в свою очередь, выращивают новых профессионалов. Это знание никто не оспаривает. Но возникает вопрос о передаче этого знания в открытое, непрофессиональное пространство. Эта задача связана с ролью современного университета, с социальной ответственностью университетов, с заботой о самом обществе, о его саморазвитии. Подобную социально-этическую ответственность осознают именно культурологи. Уже исходя из этого снимается вопрос, зачем нужны науки о культуре, культурология и специалисты-культурологи. Как культурологи могут быть полезны обществу? Культуролог результаты своей научной работы может отдать обществу, людям. Начинать надо с того, что культуролог может работать в совершенно различных социальных областях, он конкурентноспособен благодаря своему знанию. Как это делать? Уметь конвертировать это знание - через способность работать с любыми объектами современного мира, отталкиваясь от общей установки, что где бы мы ни работали, чем бы мы ни занимались, мы имеем дело с формированием системы ценностей, жизненных установок, актуальных смыслов. А результаты могут содействовать тому, как в разных условиях и средах, в разных форматах массовых коммуникаций активно формируются те или иные установки. Коммуникативная компетенция, очень важная в современном мире, позволяет это сделать. А через эту компетенцию, которой культурологи владеют, можно привести общество к согласию, работать на благо общества. Если культуролог ответственен за формирование значимых ценностей, мы приблизимся к тому, чтобы современное общество уважало свое культурное прошлое и не разрушало связь культурных времен. Отсюда, например, важная роль культуролога в организации городского пространства - это не только архитектура и планирование, это работа с целостными, сложными объектами, взаимодействие которых он понимает.
Жизнеспособность общества - помнить свой род, хранить семейную память - все это сродни сохранению культурной памяти своего села, города, но она может быть разрушена в результате быстрых, технократических решений. Эту ситуацию может проанализировать, а следовательно, и изменить культуролог. Как бы это банально ни звучало - без прошлого нет настоящего и тем более будущего. Еще одно важное обстоятельство: огромное поле для деятельности культуролога в средствах массовой коммуникации. Важные результаты обучения культуролога – он владеет языком и речью. Это было важно всегда - и в старых медиа (радио, телевидение, пресса), и в новых медиа (интернет). Мы получаем разную информацию через эти каналы, она может быть разного качества. Умение культуролога - не цензурировать, а анализировать информационные потоки, чтобы, в том числе, влиять на политику телевизионных и радиоканалов. Мы несколько подзабыли важную мысль: «как слово наше отзовется». Ответственность за произнесенное слово - вот какую роль может выполнить культуролог. А таким образом можно снять конфликт. Ведь не секрет, что многие межэтнические конфликты можно было бы нейтрализовать до того, как произошло их информационное, не всегда корректное истолкование. В итоге мы получаем вербальные и визуальные штампы, не снимающие, а наоборот, усиливающие и закрепляющие этот конфликт в коллективном сознании. Задача культуролога - работать со стереотипами, формировать через средства массовых коммуникаций самопонимание, уважение к другому мнению. Это простая мысль. Но она очень трудно дается для усвоения на бытовом уровне. А это очень важно и необходимо, если мы смотрим вперед.
Трудно не согласиться. Ведь именно этим и занимаются те, кто готовит и выпускает культурологов в Ивановском химтехе.

О. Масленникова, доцент кафедры истории и культурологии