Сложные задачи решаем общими усилиями
25 апреля в ИГХТУ прошел межвузовский проблемный семинар «Реализация ФГОС в образовательном процессе вуза: подходы и технологии», который собрал свыше 100 представителей профессорско-преподавательского состава и специалистов по методической работе всех вузов Ивановской области.
Семинар проводили ведущие российские специалисты в области оценки качества образования – В.И. Звонников, д.п.н, профессор, проректор Государственного университета управления, заместитель председателя УМО по образованию в области менеджмента и М.Б. Челышкова, д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогических измерений Института качества высшего образования НИТУ «МИСиС».
Программа семинара включала такие актуальные вопросы как инновации в компетентностно-ориентированном обучении, современные модели и средства оценки уровня сформированности компетенций, сертификация квалификаций выпускников вузов.
Особый интерес вызвала открытая дискуссия, развернувшаяся в рамках семинара. Были затронуты проблемы оценки уровней освоения компетенций, рассматривались подходы к построению учебных модулей, содержание и уровневая шкала измерителей, их связь с паспортами компетенций и др. Участники семинара узнали, какие шаги нужно предпринимать вузовским преподавателям на пути освоения компетентностного подхода в образовании и с чего начинать работу по созданию измерителей для оценки уровня сформированности компетенций. Все это подкреплялось примерами из практики.
По единому мнению участников, подобные семинары, собирающие неравнодушных к проблемам образования вообще и высшего в частности, должны стать площадкой для обмена опытом и мнениями по самым актуальным для вузов вопросам. В этой связи принято решение о продолжении данного формата встреч и на май-июнь намечен следующий семинар по основам современной теории тестов.
О первом опыте реализации новых задач по аккредитации образовательных программ рассказывает зам. зав. кафедрой С.Е. Дубова:
– Своего рода экзамен, общественную оценку прошла в марте одна из профессиональных программ кафедры финансов и кредита. Речь идет о специалистах в области банковской деятельности.
Организационной структурой, осваивающей сферу общественной аккредитации, стало ООО «Агентство ВЭП» и Научно-образовательный центр ПРОФТЕСТ при поддержке Ассоциации региональных банков России и международной общественной организации «Гильдия финансистов», которые в марте 2013 г. проводили открытую сертификацию банковских специалистов и студентов экономических специальностей России.
Сертификация проводилась на сайте межбанковских Интернет-чемпионатов агентства ВЭП и представляла собой организованное участие банковских специалистов в сдаче квалификационного экзамена на соответствие профессиональному стандарту по выбранной специализации. Оценка квалификации участников осуществлялась тестированием. В тестировании приняли участие 21 банк (752 специалиста-участника), 18 университетов (332 студента).
Молодым специалистам были предложены тесты по профессиональным стандартам по пяти направлениям банковской деятельности: кредитованию; расчетно-кассовому обслуживанию; банковским рискам; продажам банковских услуг; операциям на межбанковских рынках.
Наш вуз представляли студенты, магистранты и аспиранты кафедры финансов и кредита: Ахматов Х. (аспирант), Дубов Д. (гр. 1/131), Комарова А. (гр. 5/48), Трофимова Т. (гр. 1/140), Гусева А. (гр. 1/131), Смирнова Е. (гр. 1/131), Дубровина М. (гр. 5/48), Сиксимова М. (гр. 5/48). Примечательно, что ИГХТУ – единственный вуз области, чьи студенты приняли участие в сертификации.
Ребята получили возможность попробовать свои силы наравне с действующими сотрудниками банков, что оказалось делом сложным, но престижным. Молодым специалистам нужно было ответить на 80 вопросов по каждому предложенному направлению. По правилам тестирования каждый студент должен был правильно ответить более чем на 60 % вопросов своего теста, чтобы получить сертификат.
«Вопросы тестов были очень трудные, – признаются участники сертификации. – Требовалось знание не только теоретических основ банковского дела, законодательства, но и практических вопросов деятельности коммерческих банков, причем часто на уровне глубокой детализации. Мы справились, поскольку, как мы теперь можем судить, нас вооружили качественными теоретическими знаниями, соответствующими современным представлениям о деятельности коммерческого банка, нам создали условия для прохождения практики в кредитных организациях.».
По итогам сертификации наши студенты получили именные сертификаты, подтверждающие успешное прохождение квалификационного тестирования по специальности.