Незабываемая наша «Юность»…
В середине 60-х годов в СССР через идеологические заслоны прорвалась музыка западных вокально-инструментальных групп, в том числе и легендарных «Beatles». Творческая молодежь сразу подхватила эту ритмичную манеру исполнения, довольно простую, требующую всего лишь гитар и несложного вокала. Повсеместно стали возникать ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), творчество которых составило большой пласт нашей общей культуры и без которых сейчас просто невозможно представить студенческое творчество конца двадцатого века. На каждом факультете в разное время талантливые ребята создавали музыкальные группы, это «ИХТИандры», «Движение», «Лаутары», «Эльфы»…Сегодня своими воспоминаниями делится заведующий кафедрой информационных технологий ИГХТУ профессор Сергей Петрович Бобков.
– К нашей с вами гордости первый в городе такой ансамбль был организован в ИХТИ. Это знаменитая «Серенада» (руководитель Александр Ким), которая в те годы была лидером молодежного музыкального движения в Иванове. Основу коллектива составляли студенты механического факультета. Наш коллектив ВИА «Юность» пришел на смену старшим товарищам в 1968 году и, хотя это несколько нескромно, мы первенствовал в ИХТИ до 1972 года, когда костяк группы закончил вуз, и мы естественным образом распались.
Мои воспоминания относятся к периоду с 1967 по 1972 годы, когда я был студентом механического факультета ИХТИ.
Студенческая жизнь в те времена была не менее интересной, чем сейчас. Наше личное время тоже было отдано не только учебе. Основными занятиями во внеучебное время были спорт, работа в студенческих строительных отрядах (ССО), художественная самодеятельность. Студенческого клуба в те годы не было, и организационным центром студенческой художественной самодеятельности являлся комитет комсомола ИХТИ, а точнее его сектор культурно-массовой работы. Помогал нам и профком, который в те годы был общим для студентов и сотрудников.
В целом атмосфера тех лет отличалась довольно явной конкуренцией между факультетами (тогда их было четыре: неорганический, органический, силикатный и механический). Она прослеживалась во всех сферах студенческой жизни: проводились конкурсы успеваемости; первенство вуза по различным видам спорта; конкурсы на лучшее общежитие; конкурс стенгазет и пр. Такая же ситуация была и в художественной самодеятельности. В вузе ежегодно проводились смотры самодеятельности факультетов, т.е. каждый факультет представлял свой отчетный концерт. Затем лучшие номера отбирались на отчетный концерт института. Этот концерт шел в рамках межвузовского смотра-конкурса «Студенческая весна». Любимые жанры искусства в те годы были в общем-то те же, что и сейчас: вокал, бальные и народные танцы, вокально-инструментальные ансамбли, отдельные инструменталисты, ну и, конечно, СТЭМ. В концертах нередко принимали участие воспитанники цирковой студии и спортсмены (акробатика и художественная гимнастика). Пожалуй, только один жанр, распространенный в те годы, сейчас я вижу крайне редко – это выступление чтецов.
ВИА «Юность» базировался в первом общежитии, где в хозяйственном крыле первого этажа размещалась комната, которую прозвали «музыкальной». Там мы хранили инструменты и проводили репетиции. Мы готовили не только концертные номера, но танцевальные программы. Дискотек в те годы не было, и даже более того, танцевать под фонограмму считалось дурным тоном («под радиолу танцуют только в деревне»). Поэтому в вузах, школах на танцах играли свои или приглашенные группы. Пусть они звучали гораздо хуже, чем профессионалы в записи, зато музыка была «живая».
Вечера отдыха как в вузе, так и в городе обычно были приурочены к большим праздникам. После торжественной части и небольшого концерта начинались танцы. Наш ВИА должен был обеспечить танцевальную программу.
В некоторых случаях, по особо торжественным праздникам, институт арендовал на вечер помещения театра музыкальной комедии либо драмтеатра, а танцы были в фойе театра. В другие праздники к нашим услугам была знаменитая «первая» аудитория, которая сейчас именуется Г203. Танцы же проходили в коридоре второго этажа главного корпуса.
Что касается репертуара, нужно сказать, что было мало хороших отечественных песен, под какие можно танцевать, а играть только зарубежные как-то не хотелось. Вообще говоря, каждый коллектив имел свой стиль и наклонности. Мы больше тяготели к «мягкому» рок-н-роллу и блюзу. Поэтому в наш танцевальный репертуар входило много песен «Beatles» и песен польской группы «Червоны гитары». Музыка последней нам очень нравилась из-за мелодичности (не в ущерб ритму) и гармонически была привычней славянскому уху. Песни «Червоных гитар» мы пели и на польском, и на русском языках, а переводы делали друзья с литфака пединститута. Ну и конечно в танцевальном репертуаре всегда были «забойные» вещи – шлягеры текущего дня.
Инструментальный состав «Юности» был традиционным: три гитары (соло-, ритм- и бас-гитара), клавишные и ударные. Большинство ребят были студентами-автоматчиками. В концертных номерах участвовали и отдельные солисты. Была и девушка. Она училась на факультете иностранных языков ИвПИ и помимо хорошего вокала прекрасно знала английский и здорово помогала нам в переводах текстов и правильном произношении иностранных слов. Практически все годы существования коллектива на бас-гитаре играл Александр Самарский, ныне доцент кафедры ТКиА. Я не могу не упомянуть его персонально еще хотя бы и потому, что уже в то время Саша великолепно разбирался в электронике, и многое в аппаратуре было сделано его руками, а кое-что было и придумано, и собрано им самим.
Что касается аппаратуры, то она резко отличалась от аналогичной техники сегодняшнего дня. Практически вся она была ламповая. Основу составляли серийные усилители от киноустановок и радиоузлов. Они были модернизированы и усовершенствованы своими руками. Полностью собственной конструкции были и электронные приставки для создания звуковых эффектов (амплитудное вибрато, вау-эффект, фуз-эффект). Большой гордостью для нас был ревербератор, по-моему, первый в городе у непрофессионалов, который, в отличие от конструкций наших коллег-конкурентов, оказался очень удачным и без переделок отработал три с лишним года. Полностью самодельными были акустические колонки. Много хлопот доставляли и микрофоны, они были очень некачественными, с узким частотным диапазоном и низкой чувствительностью. В целом аппаратура была тяжелая, громоздкая и недостаточной мощности. Однако не могу не воспеть хвалу электронной лампе: наши усилители были очень надежными, не боялись замыканий в нагрузке.
Завершая свое повествование, я думаю, что многое из сказанного представится вам не слишком интересным, что-то наивным. Я всячески хотел избежать назидательности и поучительности. Вспоминая эти годы, я снова окунулся в неповторимые дни своей молодости. Мысленно вернулся в те годы, когда стипендия была 35 рублей, а месячный студенческий проездной на трамвай стоил 1 рубль. Когда самый дорогой билет на последний сеанс в кинотеатр «Центральный» стоил 50 копеек, а порция пельменей – 20. Когда знаменитый 23-й магазин стоял точно на месте современной площади перед «банкой», а за разливным пивом в саду им. 1 Мая приходилось стоять по полтора часа. Главное – это студенческие годы, которые всегда были и будут самыми лучшими у всех поколений студентов.
Публикуется в сокращении.
Рубрику ведет М. Таланова