Кадровое обеспечение имеет решающее значение для инновационного развития

3-4 октября в Дубне прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы в РФ». Основная тема конференции в 2013 году – «Кадровое обеспечение высокотехнологичных компаний».
Организаторы конференции: Минэкономразвития России, Правительство Московской области, Объединенный институт ядерных исследований, ОАО «Особые экономические зоны», ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна», Институт экономики РАН, Центральный экономико-математический институт РАН, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, АНО «Редакция журнала «Федерализм», Союз развития наукоградов России, Университет «Дубна», Торгово-промышленная палата г. Дубны, Некоммерческое партнерство «Дубна».
В работе конференции приняли участие представители органов власти и государственного управления, местного самоуправления, университетов и исследовательских центров, государственных институтов развития, бизнес-сообществ и организаций инновационной инфраструктуры.
В работе секции «Роль государства, вузов, работодателей в подготовке инженеров и инновационных менеджеров. Производственная практика и временное трудоустройство студентов на профильных предприятиях»  приняла участие декан факультета органической химии и технологии Е.П. Константинова. Ее выступление на тему «Взаимодействие «школа-вуз-предприятие». Опыт Ивановского государственного химико-технологического университета» было с интересом встречено участниками конференции. В работе этой секции приняли участие специалисты ведущих российских вузов – МИФИ, МАТИ, Сколковского института науки и технологий, МГТУ радиотехники, электроники и автоматики, Тверского ИнноЦентра и др.
В Резолюции конференции, в частности, отмечается, что вопросы кадрового обеспечения высокотехнологичных компаний имеют решающее значение для роста инновационного сектора экономики Российской Федерации. Уже в настоящее время рост компаний в отраслях информационных технологий, инжиниринга, авиастроения промышленности новых материалов и других сдерживается недостатком предложения квалифицированных специалистов на рынке труда и устойчивом росте спроса.
В числе основных факторов, предопределяющих недостаток квалифицированных специалистов, прежде всего инженеров, для развития высокотехнологичных предприятий, названы:
- существенное снижение престижа инженерной профессии, и, как следствие, количества и качества подготовки инженеров в 90-е годы и начале 2000-х;
- ослабление или потеря связей вузов с предприятиями базовых отраслей промышленности, разобщенность и территориальная удаленность профильных вузов и высокотехнологичных предприятий, слабая информированность выпускников вузов о рабочих местах в высокотехнологичном секторе, отсутствие на государственном уровне системных решений по обеспечению жильем привлекаемых иногородних специалистов;
- быстрые изменения содержания технологий на фоне отставания содержания образовательных процессов в вузах от происходящих изменений;
- существенное сокращение количества школьников, углубленно изучающих математику, физику, химию как из-за недостатков работы по профессиональной ориентации, так и из-за особенностей выпускных испытаний в средней школе.
 
Участники конференции обратились к компетентным органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, государственным институтам развития, высшим учебным заведениям, заинтересованным высокотехнологичным компаниям с рядом предложений, в числе которых:
1.      Существенно усилить работу по пробуждению и развитию интереса учащихся средней школы к изучению предметов естественнонаучного цикла и инженерному труду путем усиления работы по профориентации как в рамках учебного процесса, так и через СМИ и интернет, путем создания и развития музейных экспозиций по научно-технической тематике, организации регулярных посещений школьниками высокотехнологичных предприятий и исследовательских центров;
2.      Рекомендовать Минобрнауки России внести необходимые изменения в правила проведения ЕГЭ с тем, чтобы такой экзамен стимулировал учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла;
3.      Рекомендовать работодателям, объединениям работодателей и высшим учебным заведениям существенно расширить практику заключения и реализации совместных соглашений, предусматривающих:
- учет потребностей работодателей при формировании контрольных цифр приема на первый курс, в магистратуру и аспирантуру;
- учет предъявляемых работодателями требований к выпускникам вузов при формировании образовательных программ;
- взаимодействие вузов и работодателей по организации практик, временного трудоустройства старшекурсников, курсового и дипломного проектирования, участия ведущих специалистов работодателей в образовательном процессе, привлечение профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов вузов к ведущимся работодателем исследованиям и разработкам;
- организацию и развитие сетей учебно-научных и образовательных площадок вузов на базе высокотехнологичных предприятий, а также на базе исследовательских центров и других вузов (в том числе расположенных на удалении от базовых вузов).
 
Соб.инф.