ОБРАЗОВАНИЕ: РЕЛИГИОЗНОЕ ИЛИ СВЕТСКОЕ?

"Химик"26(1971) 2009 Содержание

17 ноября в нашем вузе прошло ставшее уже традиционным заседание Философского клуба, посвящённое Всемирному дню философии ЮНЕСКО. В нынешнем году в центре внимания студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей была чрезвычайно актуальная сегодня проблема соотношения светского и религиозного элемента в образовании.

В выступлениях было обращено внимание на то, что в настоящее время российская система образования переживает сложный и противоречивый процесс реформирования. Критическому пересмотру подвергается, в частности, сложившаяся в советский период практика формирования у молодого поколения нигилистического отношения ко всему, что связано с религией. Сегодня едва ли кто будет сомневаться в том, что подобный подход был в высшей степени ошибочным. Однако не впадаем ли мы сегодня в другую крайность, когда вместо официального атеизма учащимся столь же безальтернативно навязывается религиозное мировоззрение?

Поиску ответов на данный вопрос были посвящены выступления студента группы 2/50 С. Сдобнова, магистрантов М. Полякова, А Воробьёвой, Ю. Комарова, аспирантов И. Левицкой, А. Майзлиша, Н. Масленниковой, А. Доброхотова, С. Смирнова. Вели заседание профессор кафедры философии, доктор философских наук М.Г. Зеленцова и доцент кафедры философии, кандидат психологических наук М.Б. Клейман. Все выступления были встречены присутствующими с большим интересом и, что особенно важно, вызвали оживлённую дискуссию.

При всём разнообразии, а порой и диаметральной противоположности высказанных точек зрения, все выступающие сошлись во мнении о том, что образование должно носить светский характер. Другое дело, что изучение особенностей религиозного мировоззрения в целом, истории мировых и национальных религий, так или иначе, должно быть увязано с историей мировой культуры в целом, строиться на сравнительном анализе различных форм мировоззрения и, прежде всего, философского и религиозного мировоззрения. Для этого целесообразно ввести в школах изучение основ философии, как это уже сделано во многих европейских странах.

Данная проблематика тесно связана с проблемой реформирования российской системы образования в целом. Следующее заседание Философского клуба можно было бы посвятить как раз обсуждению будущего российского образования в свете требований Болонского процесса. Если у вас есть какие-либо предложения по поводу будущего заседания и его тематики, мы будем искренне вам благодарны. Пожалуйста, обращайтесь на кафедру философии (гуманитарный корпус, комната 310, тел 5-16). Мы всегда рады встрече с вами.