НЕ ПОТЕРЯТЬ БЫ ЧЕЛОВЕКА…

"Химик"3(1846) 2006 Содержание

На прошедшей в нашем вузе 2-3 февраля научно-методической конференции много говорилось о новых технологиях контроля качества высшего образования. Бесспорно, эта проблема сегодня является крайне важной и актуальной. Без соответствующего методического, технического и информационного обеспечения подготовка специалиста, обладающего профессиональными умениями и навыками действительно на уровне ХХI века, едва ли представляется возможной. Поэтому такой большой интерес вы-звали новые образовательные технологии, представленные коллегами из нашего университета и других вузов.

Однако во время представления этих докладов поневоле возникал вопрос: не становится ли для нас ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ сторона организации образовательного процесса единственной САМОЦЕЛЬЮ? Не рискуем ли мы, решая действительно неотложную и важную проблему, потерять из вида главного участника образовательного процесса – Человека?

Ведь конечной целью высшего образования вообще и особенно российского высшего образования традиционно была не столько информационная (передача определённых знаний), сколько развивающая сторона – формирование всесторонне развитой, творческой, самостоятельно мыслящей, занимающей активную жизненную позицию Личности. Без решения данной задачи просто немыслимо готовить специалистов, способных действительно успешно реализовать себя и вносить свой вклад в развитие общества в ХХI веке. Даже с сугубо прагматической точки зрения современное производство требует от человека (тем более, дипломированного специалиста) самостоятельного анализа меняющихся ситуаций, готовности принимать и брать на себя ответственность за принимаемые решения. Кроме того, производство – это не только оборудование и технологии, но и, прежде всего, люди. Характер и особенности взаимоотношений людей в том или ином коллективе оказывают самое прямое и непосредственное воздействие на результаты работы. Представьте себе, например, самолёт, в экипаже которого как раз во время полёта сложилась конфликтная ситуация. Очевидно, что
этот конфликт отразится не только на эффективности работы лётчиков: неблагоприятное стечение обстоятельств будет угрожать жизни десятков (а иногда и сотен) человек, находящихся на борту воздушного судна. А ведь последствия неправильно принятого решения на
предприятии химической промышленности («сферы приложения» знаний и умений основной части выпускников нашего вуза) могут быть не менее, а подчас и более катастрофическими!

Вот почему неотъемлемой стороной качества подготовки современного специалиста должна оставаться его общегуманитарная подготовка. В этом отношении в нашем вузе накоплены богатые традиции. Они (и об этом тоже говорилось на конференции) нуждаются в дальнейшем творческом развитии. В частности, многочисленные проблемы и даже конфликтные ситуации характерны сегодня для взаимоотношений преподавателей и студентов. Решить их помогла бы серия лекций и семинаров для преподавателей, посвящённых актуальным проблемам, возникающим в процессе общения со студентами. Кстати, подобные семинары (к сожалению, их было пока немного) уже практиковались для кураторов учебных групп. Вполне уместным представляется введение курса, посвящённого психологии и педагогике высшей школы, для аспирантов, значительная часть которых ещё в процессе подго-
товки диссертации «делает свои первые шаги» в преподавательской деятельности…

Так или иначе, основным критерием качества образования в ХХI веке должно стать развитие творческой, всесторонне развитой Личности!